Являются ли синонимами имена, приписываемые Богу.

Представляется, что эти имена, приписываемые Богу, являются синонимами.

 

1. Синонимами ведь называются имена, которые обозначают совершенно одно и то же. Но эти имена, приписанные Богу, обозначают в Боге точно то же самое: ибо благость Бога – это его сущность, а также и мудрость. Следовательно, эти имена – точные синонимы.

2. Если сказать, что эти имена обозначают одну и ту же вещь (idem secundum rem), но различны по смысловому содержанию (secundum rationem), на это можно выдвинуть такое возражение. Понятие (смысловое содержание - ratio), которому ничто не соответствует в вещи, пусто; если таких понятий (rationes) много, а вещь одна, то представляется, что эти понятия пусты.

3. Кроме того, единым скорее является то, что едино и как вещь (re) и по смысловому содержанию (ratione), чем то, что едино как вещь и множественно в отношении смыслового содержания. Но Бог в высшей степени един. Следовательно, как кажется, он не может быть единым как вещь и множественным по смысловому содержанию. Таким образом, имена, сказываемые о Боге, не обозначают различных смысловых содержаний; стало быть, они синонимы.

 

Напротив, все синонимы, в сочетании друг с другом, порождают бессмыслицу, как если сказать: “одежда одеяние”. Если же все имена, приписанные Богу, – синонимы, несообразно было бы высказывание “благой Бог” или что-либо подобное. Однако было написано: “Сильнейший, великий, могущественный, Господь воинств – имя Тебе” (Иерем. 32, 18).[148]