Морально- этические воззрения эпохи Возрождения.

С XV вв. в этике на первый план выдвигается проблема человека, которая привлекает в основном представителей светской культуры. Художники, ученые, политики все больше обращаются к идеям гуманизма (от лат. homo — человек). В своем творчестве, реализуя принцип антропоцентризма (от греч. anthropos — человек), основное внимание они начинают уделять Человеку. Художественная литера­тура обратилась к повседневным сюжетам, изобразительное искусст­во придало религиозным персонажам черты обычных людей, в науч­ных трактатах окружающая Вселенная — «макрокосм» уподобилась «микрокосму» — внутреннему миру отдельного человека. Подобные тенденции нашли широкое выражение в творчестве Данте, Петрарки, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля — в Италии; Сервантеса — в Испании; Томаса Мора, Шекспира — в Англии; Николая Кузанского — в Германии; Эразма Роттердамского — в Голландии. Их взгляды отразились и в этических концепциях той эпохи. Поскольку многие из этих мыслителей критически относились к средневековому религиозному наследию и призывали к возвращению высоких образ­цов античной культуры, за указанным историческим периодом закре­пилось название Возрождения, или Ренессанса.

Этика этого периода связывает исследование моральной пробле­матики с развитием естественных наук и гуманистикой. В ней обрета­ет ценность человеческая личность во всех ее проявлениях. С гуманиз­мом Возрождения связан культ красоты человеческого лица и тела. Оригинальность, яркая индивидуальность становятся в это время особенно важными в системе моральных ценностей. Борьба чувств и долга, страсти и разума привлекает внимание выдающихся худож­ников и философов. Все большее место в их творчестве занимают лю­бовь и ненависть человека к человеку, скрупулезно исследуются их причины и механизмы, определяющие отношения людей.

Эпоха Возрождения отличается также обращением к социальной, гражданственной тематике, роль которой в нравственной культуре общества во времена Средневековья была невелика (особенно по сравнению с религиозной тематикой). Правда, ренессансные пред­ставления о перспективах общественного развития и социально-нрав­ственных идеалах базируются на двух крайностях. С одной стороны, это утопические иллюзии Т. Кампанеллы и Т. Мора. С другой — идеи «сильного государства» Н. Макиавелли.

Н. Макиавелли (1469—1527) положил начало новым принципам взаимодействия морали и политики. В работе «Государь» он отрицает ведущую роль религии и церкви в формировании нравственно совер­шенной личности, утверждая, что это является прерогативой сильно­го централизованного государства. Во имя возвышенной цели создания такого государства, критикуя хри­стианский принцип «непротивления злу насилием», итальянский мысли­тель не только оправдывал, но и поощрял политику правящего клана Борджиа, отличавшегося «беспощадной жестокостью» и «неистовой яро­стью» (А.Ф.Лосев). Макиавелли допускал использование любых средств, даже выходящих за рамки общепринятой морали, оправдывая это необхо­димостью утверждения неограниченной власти. Применение аморально­го принципа «цель оправдывает средства» стало синонимом вклада Ма­киавелли в область политики как прошлого, так и настоящего.

Английский философ-гуманист Т. Мор (1478—1535) связывал по­вышение уровня нравственности с отказом от частной собственности и радикальной перестройкой общества на основе выборного управле­ния и предоставления неограниченных возможностей для нравствен­ного развития отдельной личности. Аналогичные идеи высказывал итальянский гуманист Т. Кампанелла.

Эразм Роттердамский (1469—1536) в сатирическом произведе­нии «Похвала глупости» выступил с критикой средневековых пред­рассудков, обличением безнравственного образа жизни католическо­го духовенства, религиозного фанатизма.

М. Монтенъ (1533—1592) в «Опытах» отрицал греховность чело­веческой природы, на основе скептического гедонизма отождествлял добродетель с умеренными удовольствиями, ограниченными не цер­ковными запретами, а научно-рационалистическим постижением сущности бытия.

Пробуждая и культивируя интерес к «внутреннему человеку», его индивидуальному поведению, эпоха Ренессанса еще не ставит вопрос о сущности, закономерностях и принципах моральной регуляции личности. Несмотря на это, этика Возрождения предопределила успе­хи этических теорий последующего периода — Нового времени.