Кальвинистская Реформация

Истоки кальвинистской Реформации, которая породила реформатские церкви (например пресвитериан) лежат в Швейцарской федерации. В то время как лютеранская Реформация возникла в академической обстановке, реформатская церковь обязана своим происхождением ряду попыток реформировать нравственный облик и богослужение церкви (но не обязательно ее учение) в соответствии с библейской моделью. Следует подчеркнуть, что, хотя именно Кальвин придал этому типу Реформации его характерный стиль, его истоки следует искать у более ранних реформаторов, таких как Ульрих Цвингли и Генрих Буллингер из города Цюриха.

Хотя большинство ранних реформатских богословов, таких как Цвингли, происходило из академической среды, их реформационная деятельность не была академической по своей природе. Она была обращена к церкви в том виде, в каком она существовала в таких швейцарских городах как Цюрих, Берн и Базель. В то время как Лютер был убежден, что доктрина оправдания имела центральное значение для его программы социальных и религиозных реформ, ранние реформатские мыслители проявляли относительно мало интереса к доктринам вообще, не говоря уже о какой-либо одной доктрине. Их реформационная деятельность носила организационный, социальный и этический характер, во многом сходной с требованиями реформ, которые доносились из гуманистических кругов.

Обычно считается, что консолидация реформатской церкви началась со стабилизацией цюрихской Реформации после смерти Цвингли в битве (1531 г.) при его преемнике Генрихе Буллингере, и закончилась в период деятельности Жана Кальвина в Женеве в 1550-е годы. Постепеннее смещение центра реформатской церкви (первоначально из Цюриха в Берн, а затем из Берна в Женеву) произошло в течение 1520-х - 1560-х гг., и в конце концов утвердило преобладание в реформатской церкви города Женевы, его политической системы (республика) и религиозных мыслителей (первоначально Жана Кальвина, а после его смерти Теодора Безы). Данная тенденция закрепилась благодаря учреждению Женевской академии (основана в 1559 г.), которая начала подготовку реформатских пасторов и служителей.

Термин "кальвинизм" часто употребляется по отношению к религиозным идеям реформатской церкви. Хотя такая практика все еще достаточно распространена в литературе о Реформации, становится все более очевидным, что реформатское богословие конца XVI в. основывается на источниках, отличающихся от идей самого Кальвина. Обозначение реформатской мысли конца XVI и XVII вв. термином "кальвинизм" предполагает, что она отождествляется с мыслями Кальвина, однако в настоящее время общепризнанно, что идеи Кальвина незаметно изменены его преемниками. Сейчас ученые предпочитают использовать термин "реформатский", как по отношению к церквам (в основном в Швейцарии, Нидерландах и Германии), так и к религиозным мыслителям (таким как Теодор Беза, Вильям Перкинс и Джон Оуэн), которые основывались на знаменитом учебнике Кальвина "Наставление в христианской вере" или на церковных документах (например знаменитом Гейдельбергском катехизисе), также связанных с ним.

Из трех составных частей протестантской Реформации - лютеранства, реформатства, или кальвинизма, и анабаптизма - именно реформатское крыло имеет особое значение для англоязычного мира. Пуританство, которое столь явственно фигурировало в английской истории XVII в. и имело такое основополагающее значение для религиозных и политических взглядов Новой Англии в семнадцатом веке и далее, представляет собой особую форму реформатского христианства. Для того, чтобы понять религиозную и политическую историю Новой Англии и мысли таких авторов, как Джонатан Эдварде, необходимо освоить хотя бы некоторые богословские взгляды и часть религиозного мировоззрения пуританства, лежащие в основе их социальных и политических настроений.

Радикальная Реформация (анабаптизм)

Термин "анабаптист" дословно означает "перекрещенец" и обозначает, вероятно, самый характерный аспект анабаптистской практики: утверждение о том, что основанием для получения крещения должно быть лишь личное, публичное исповедание веры. Представляется, что анабаптизм впервые возник в окрестностях Цюриха после проведения реформ Цвингли в этом городе в начале 1520-х годов. В центре движения стояла группа людей (среди них наиболее значительным был Конрад Гребель), которые утверждали, что Цвингли изменил своим же ре-формационным принципам. Он проповедовал одно, а на практике делал другое. Хотя Цвингли утверждал свою верность принципу sola scriptura, Гребель считал, что он сохранил ряд черт, - включая крещение младенцев, тесную связь между магистратом и церковью и участие христиан в войне, - которые не освящены Писанием. В руках таких мыслителей, как Гребель, принцип sola scriptura приобрел радикальные черты; реформатские христиане должны были верить и делать лишь то, что явно говорится в Писании. Цвингли был серьезно встревожен подобными устремлениями, видя в них дестабилизирующий фактор, угрожающий отрезать реформатскую церковь Цюриха от ее исторических корней и преемственности с христианской традицией прошлого.

Среди различных течений анабаптистского движения можно выделить ряд общих элементов: общее недоверие к внешнему авторитету; отрицание крещения младенцев в пользу крещения верующих; общее владение собственностью; акцент на пацифизме и непротивлении. Возьмем, например, третью черту: в 1527 г. правительства Цюриха, Берна и Сен-Галлена обвинили анабаптистов в вере в то, что "истинные христиане не могут давать или брать капитал в рост, что все мирские блага являются общими и бесплатными, и все могут иметь на них право собственности". По этой причине анабаптизм часто называется "левым крылом Реформации" (Роланд X. Бейнтон) или "радикальной Реформацией" (Джордж Ханстон Вильяме). С точки зрения Вильямса, "радикальную Реформацию" следовало бы отличать от "магистерской Реформации", под которой он понимал лютеранское и реформатское движения. В настоящее время эти термины получают все большее признание в исследованиях, посвященных Реформации, и вы столкнетесь с ними при чтении современных исследований этого движения.