Ферикид и Эпименид

1. Ранний период древнегреческой истории.Ранняя древнегреческая история распадается на эпоху неолита и бронзовый век, внутри которого выделяются Критское (1-я половина II тысячелетия до н. э.), Микенское (2-я половина II тысячелетия до н. э.) и Гомеровское (начало 1-ого тысячелетия до н. э.) раннеклассовые общества. Гомеровская Греция – Эллада после дорийского завоевания – была шагом назад по сравнению с ахейской Микенской Грецией, так как представляла собой определенное возвращение к архаичному первобытнообщинному строю. Сложившийся в это время гомеровский эпос – преломление аристократического микенского общественного устройства в архаическом дорийском сознании.

2. Гомер.Хотя по своей мифологической форме произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» ещё далеки от рационализма, присущего греческой философии, в них уже содержаться первые признаки осмысления мира. Гомер говорит о трех первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами мира, и называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это пра-исходное состояние, стадия, которая предшествует чему-либо иному (используя нынешнюю терминологию, можно сказать, что это универсальная потенция всех состояний мира). Океанос представляет пра-море, а Тетис - определенную жизнесообщающую силу, которая соединена с морем (водой). При этом все эти первопричины, т. е. сущностные силы, связаны с землей.

Согласно космологии Гомера, Мироздание состоит из трёх частей: неба, земли и подземного мира. Небо и подземный мир симметричны по отношению к земле: глубочайшая часть подземного мира – Тартар – настолько же удален от поверхности земли, насколько отстоит от неё вершина купола неба. Подземный мир состоит из Эреба, Аида, и Тартара. Пространство между небом и землей наполнено в верхней своей части – эфиром, в нижней – воздухом.

Согласно гомеровским поэмам «Илиаде» и «Одиссее», главных олимпийских богов было двенадцать (название «олимпийские» - происходит от горы Олимп, в Фессалии, на которой, по представлениям древних греков эти боги обитали). Это Зевс, его брат Посейдон – бог моря (другой брат Зевса Аид – бог подземного царств – на Олимпе не бывал, и поэтому в число олимпийских богов не входил), сестры Зевса – богиня домашнего очага Гестия, богиня плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера, а также – дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба.

О происхождении людей ничего конкретного не говорится. Люди зависимы от произвола богов, моральный уровень которых весьма низок, и они во взаимоотношениях с людьми руководствуются в первую очередь своими страстями, а не разумом или нравственностью.

В человеке различаются тело и три вида духа. Один из них – псюхе, душа, как таковая. Псюхе – двойник и образ (эйдолон) тела, только бесплотный. Псюхе покидает тело после его смерти и отправляется в Аид. Второй вид духа – тюмос: это его аффективно-волевая часть. Третий вид духа – ноос: это ум, интеллект. Псюхе разлита по всему телу, тюмос находится в груди, ноос - в диафрагме. Богам и людям присущи все три вида духов, животным – только два первых: псюхе и тюмос.

Промежуточное положение между богами и людьми занимают герои – дети богов и людей. Герои смертны как люди, но своим могуществом иногда почти равны богам, например – Геракл – самый могучий из героев.