Олимпийская религия являлась официальной религией древнегреческих полисов.

«В гомеровском эпосе почти все природное и многое из социального имеет свою сверхъестественную антропоморфную ипостась. Сверхъестественные мифологические личности находятся между собой в отношениях кровного родства. Например, бог сна Гипнос – брат-близнец бога смерти Танатоса, бог ужаса Фобос – сын бога войны Ареса. Земля, вода и небо (воздух, эфир) олицетворяются братьями Аидом, Посейдоном и Зевсом. Медицина представлена богом Певном, безумие – Атой, мщение – Эринниями, раздор – Эридой и т.п. Все эти существа уже не полулюди-полузвери, как боги Древнего Египта. Они полностью антропоморфизированы. Однако рудименты зооморфизма, звероподобия сохраняются: боги могут принимать образ птиц, Гера представляется «волоокой», в древнейшем пласте «Одиссеи» сохраняются образы фантастических существ, сочетающих черты человека и животного… Гомеровский эпос – прекрасный пример социоантропоморфизированного мировоззрения, в котором художественный и религиозный элементы представлены воедино. Но все-таки это больше художественно-мифологическое, чем религиозно-художественное мировоззрение, потому что в центре эпоса люди или полубоги-герои, боги же находятся на периферии, они соучастники человеческой драмы, их интересы переплетены с интересами людей. Правда, собственно мировоззренческие вопросы и сам основной вопрос мировоззрения в гомеровском эпосе затрагиваются лишь походя. Выявление мировоззренческих вкраплений в художественный текст – такова первая задача изучающего гомеровский эпос как одну из форм античной предфилософии».[283]

3. Гесиод.Если Гомер полулегендарен, то Гесиод – историческая личность. Однако Гесиод скорее систематизатор мифов, чем их творец. С его именем связывают две поэмы: «Труды и дни» и «Теогония».

Первая из них – образец художественно-мифологического мировоззрения. В ней главное внимание уделяется повседневным человеческим заботам, связанным с добыванием «хлеба насущного», мифология выполняет здесь лишь служебную функцию. Сама поэма – наставление Гесиода своему брату Персу, который промотал собственную долю наследства, а потом отсудил себе и долю Гесиода. Гесиод бедствовал, но его спасли честность и трудолюбие, и он призывает и своего брата жить по совести. Гесиод описывает для него цикл земледелческих работ в Беотии, где он жил в деревне Аскра, неподалеку от Фив. Поэма «Труды и дни» пользовалась в Элладе большим успехом. Для древних греков она была сокровищницей моральных сентенций и полезных советов. Она целиком сохранилась до наших дней.

Вторая поэма Гесиода – «Теогония» - пример религиозно-мифологического мировоззрения, в ней рассказывается о происхождении богов. Поэма написана под явным влиянием шумеро-аккадского эпоса «Энума элиш». Так как боги олицетворяют явления природы и общественной жизни, то в поэме рассказывается не только о происхождении самих богов, но и – мироздания и людей, а также о взаимоотношениях последних с богами. Повествование сначала ведется от имени самого Гесиода, а потом от имени Муз, которые отвечают на поставленные им мировоззренческие вопросы.

Согласно Гесиоду, основой всего является Хаос, который понимается как неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все возможные потенции. Но это не Хаос как беспорядок, а Хаос как зияние. Древнегреческое понятие «хаос» происходит от глагола «хайно» - раскрываюсь, разверщаюсь. Это первичное бесформенное состояние мира, зияние в пустом пространстве. Хаос Гесиода дезантропоморфизирован ещё в большей степени, чем Океан Гомера, Абзу шумеров, Нун египтян. Космогонический процесс у Гесиода – это теогония, ряд поколений богов, появившихся в качестве праисходных форм Бытия после Хаоса, который является первой ступенью теогонии Гесиода.

Вслед за Хаосом зарождается «широкогрудая Гея», «сумрачный Тартар», «черная Нюкта-ночь» и «угрюмый Эреб-мрак». Их антропоморфные образы неоформлены. Это вторая ступень теогонии.

На третьей ступени теогонии Гея-земля порождает Урана-небо, а также Нимф и Понт – шумное и безжизненное море. Эреб-мрак и Нюкта-ночь рождают свои противоположности: Эфир-свет и Гемеру-день.

Полнокровный антропоморфизм начинается в «Теогонии» лишь на четвертой ступени. Гея-земля, сочетавшаяся по закону Эроса с Ураном-небом, рождает Титанов, Циклопов и Гекатонхейров. Все они чудовищны: Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы, Циклопы одноглазы, титаны и титаниды, олицетворяющие собой стихии – буйны и неудержимы. Уран стыдится своих детей и заточает их в лоне матери-земли. Гея-земля, переполненная своими восемнадцатью детьми – тяжело страдает физически и нравственно, и ненавидит за это своего супруга Урана-небо. Назревает первый космический конфликт: земля ненавидит небо. Гея-земля подстрекает своих детей на бунт против их отца и младший из титанов Крон оскопляет Урана-небо.