Буддистская антропология

Обратим внимание на кардинальные различия, существующие между Западной и Восточной религиозной антропологией.

1. Западная религиозная антропология основана главным образом на религиозном принципе, который постулирует непреодолимый дуализм между Богом-Творцом и человеком-творением: человек в принципе не может стать Богом, хотя он и «богоподобен» — создан «по образу и подобию Божьему».

ВЗападном мистицизме, как и в Восточных доктринах, также исследуется вопрос о познании Бога путем мистического прозрения, однако дуализм между Богом и человеком здесь никогда не преодолевается, и о Богореализации вопрос даже не ставится — здесь всегда речь идет лишь о «спасении души», т. е. о гораздо более скромной метафизической цели.

Даже в исламе, который сохранил свое эзотерическое ядро в гораздо большей степени, чем Западное христианство, отношение мусульманских религиозных ортодоксов к суфизму — исламскому эзотеризму — всегда было настороженное. Так, например, один суфийский мистик был казнен только за то, что в мистическом экстазе, в момент полного единения с Богом, произнес — «Я есть Истинный», т. е. — «Я есть Бог».

2. Восточная религиозная антропология не отрицает различие, существующее между Богом и человеком, но только в отношении «тварного» человека. Она исследует «нетварное», истинно бессмертное начало в человеке (Атман), между которым и Богом (Брахман), согласно Восточной антропологии, нет никакой пропасти. Более того, это божественное начало в человеке является не просто «подобием» Бога, а самим Богом. Таким образом, Восточные доктрины основываются на идее «не-дуализма» между Богом и внутренней сущностью (высшим «Я») человека, утверждая прямое тождество между этими двумя началами. Но, что важнее всего — это тождество не является лишь теоретическим догматом, а подтверждено духовной практикой Востока. То есть, на Востоке нет разрыва между метафизической теорией и метафизической практикой: Бог познается там не опосредствовано, через религию, а непосредственно путем мистического прозрения. Поэтому можно говорить об относительной «безрелигиозности» высшего Востока, поскольку связь с Абсолютом осуществляется там не на религиозном, а на метафизическом уровне. То есть не посредством молитв и религиозных ритуалов, а путем непосредственного познания Бога в результате мистического единения с Ним. Отказ от потребности в религии признается и в христианской Традиции, но только по отношению к «избранным праведникам», которые останутся на земле после Страшного Суда, и будут непосредственно жить в Боге и, следовательно, не будут нуждаться в религиозном посредничестве для связи с Ним.

В отождествлении Атмана и Брахмана — основной пафос Упанишад, эзотерической части Вед — священного писания индусов, послужившей основой для ученья Веданты — вершины индуистской метафизики.

Высшим духовным идеалом на Востоке является Богореализация, которая означает полное отождествление с Богом. На Западе высший духовный идеал ограничивается гораздо более скромной духовной целью — так называемым «спасением души».

Очень важно понять, что когда говорится о Богореализации, то речь идет не о каких-либо степенях сходства и приближения между высшим «Я» человека и Богом, а именно о полном тождестве, причем это потенциально касается каждого человека.

3. «Тайна человека». Таким образом, согласно Восточной доктрине «не-дуализма», не человек является в своей потенции Богом, а тот, кого мы называем человеком, в своей окончательной истине им не является, а есть не кто иной, как Бог, скрытый в оболочке человека. То есть, согласно Восточной антропологии, тайна человека состоит в том, что он не есть человек, а потенциально является Богом.

Вспомним в этой связи известный тезис теософии, что нет Богов, которые бы раньше, пусть даже эоны и эоны назад, не были бы людьми — через «человеческую» ступень духовного развития не может «перепрыгнуть» ни одна сущность во Вселенной, сколь бы высокое положение на «лестнице Иакова» — лестнице космической духовной иерархии — она в настоящее время ни занимала. Даже Логосы галактик — сущности непредставимого могущества, когда-то, Манватары и Манватары назад, прошли «человеческую» ступень эволюции.

4. Буддистская антропология.Квинтэссенцией Восточной духовности является буддизм. Известный современный эзотерик Сергей Емелин, говоря о буддизме и ваджраяне – буддистском эзотеризме, подчёркивает: «Во-первых, на наш взгляд, именно буддизм оказал решающее воздействие на раннее христианство вообще и на гностицизм в частности. Во-вторых, буддизм является высшей формой развития предшествовавших ему великих религий и, в первую очередь, индуизма. Из-за того, что полное, не ограниченное палийским каноном изучение буддизма началось буквально в последние десятилетия, Запад и Россия понимали его очень фрагментарно. Даже великий эзотерик Рене Генон ошибся, придав ему негативную антитрадиционную окраску…[576] ныне на Востоке по своей духовной значимости ничего интересней буддизма ваджраяны нет. Это почти последнее из того, что можно выразить словами».[577]

Человек рассматривается в буддизме, как индивидуальность, сформированная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная на физическом Плане Бытия. У человека помимо физического тела имеется ещё несколько «тонких» тел (эфирное, астральное, ментальное, и т.д.), которые существуют на «тонких» Планах Бытия и все вместе образуют человека как некую целостность. Уровень духовного развития человека обуславливается уровнем развития его «тонких» тел. Таким образом, всемерное развитие «тонких» тел – главный принцип в духовном совершенствовании человека. Реализации данного принципа подчинена система упражнений йоги и практика медитаций.

Будда учил, что самостоятельного «Я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни: всё сущее - лишь неразрывные корреляты.Если понятие постоянной и самостоятельной человеческой души должно быть отброшено, что же это такое в человеке, что даёт ему впечатление обладания постоянной личностью? Существо, породившее причины, за которые оно, в соответствии с законом кармы, должно нести ответственность, получит соответствующее новое рождение. Рождается новое соединение сканд-элементов одного и того же комплекса элементов или дхарм, проявляющихся в данное время, как конкретная личность, и каждый раз после смерти - в виде конкретной другой, третьей, четвертой и т.д. личностей. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса элементов или дхарм, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность.

На качество нового соединения сканд-элементов новой личности оказывает большое вляние последнее, предсмертное устремление предыдущей личности, дающее направление освобождающемуся потоку.

Человек есть некая целостность, представляющая собой сочетание различных сканд-элементов, в то же время, он – звено в цепи перевоплощений. Он – целостность, ибо в каждый момент он содержит конкретное число сканд, соединённых определённым образом; он - звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и преемственность.

В этой связи часто приводится следующий пример. Физиологически человек полностью обновляется каждые семь лет – по прошествии данного времени в нём не остаётся ни одного прежнего атома. Тем не менее, каждый индивидуум в старости тождествен с самим собой в юности. И всё же, вследствие постоянного разрушения и восстановления его тела, изменений в умонастроениях и характере – он в старости совершенно другое существо, чем в юности. Человек в старости является результатом образа жизни, мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни.

Подобным же образом, при каждом очередном рождении, новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в изменённой форме, в новом соединении сканд-элементов, закономерно пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях. «Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного я, которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтоб эмбрион умер, для того, чтобы родился ребёнок, и смерть мальчика выявляет юношу». (Шикшасамуччая, стр. 358). Принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем – каждая буса которого одно из физических проявлений. Но ближе представить себе эволюцию эту, как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингридиент, который, конечно, изменяет весь состав… Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для данной планеты… Энергия, стремящаяся создать новое сушество и направляемая кармой называется «Тришна» - стимул, жажда бытия».[578]

И только когда, постигнув истину, что в принципе «в самсаре не может быть счастливой жизни», будь ты хоть величайшим из властелинов, или мудрейшим из мудрецов, человек утолит жажду бытия и полностью изжевёт в себе все стимулы к перевоплощению. Тогда он сможет выйти из колеса бесконечных перевоплощений (колеса самсары) и достигнуть Нирваны.

ГЛАВА 28. ПРАВОСЛАВНАЯ, КАТОЛИЧЕСКАЯ, ПРОТЕСТАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ