На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.

Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.

Традиционалисы подвергают жесткой критики современный мир, который они считают «профаническим», отошедшим от Примордиальной (Изначальной) Тадиции. Они жестко критикуют все формы современного мировоззрения. Особенно жесткой критике традиционалисты подвергают протестантизм. Как подчеркивал крупнейший мыслитель-традиционалист Рене Генон, протестантизм не только не является подлинной (традиционной) религией, но представляет собой именно ту форму, которую на закате Средневековья приняла революция против традиционализма в сфере религии. Рене Генон подверг протестантизм жесткой критике. Он писал, что в Средние века традиция на Западе внешне проявлялась в исключительно религиозной форме, в форме католицизма. Поэтому именно религия в первую очередь была затронута революцией против традиционного мировоззрения, нашедшей свое выражение в Реформации. Эта революция приняла вполне определенную форму — форму протестантизма. Как считает Р. Генон, протестантизм был проявлением индивидуализма, а точнее, индивидуализма в области религии. Протестантизм, как и весь современный мир, основывается на чистом отрицании, на том же самом отрицании Высшего Принципа, что и сущностный индивидуализм. И именно в протестантизме мы видим один из ярчайших примеров того состояния анархии и разложения, которые с необходимостью проистекают из всякого отрицания. Индивидуализм подразумевает отказ от всякого авторитета, превышающего границы индивидуальности, а также отказ от любого знания, превосходящего уровень индивидуального рассудка. Оба этих элемента на самом деле неотделимы друг от друга. И поэтому, согласно Р. Генону, современное мировоззрение логически должно отвергать всякий духовный авторитет, относящийся к сверхчеловеческому уровню, а также всякую истинно традиционную организацию, по самой своей природе всегда основывающуюся именно на духовном авторитете, независимо от конкретной его формы, которая, естественно варьируется в зависимости от той или иной традиционной цивилизации. Именно это и произошло с протестантизмом. Протестантизм открыто отрицает авторитет той организации, которая ответственна за законную интерпретацию религиозной традиции на Западе, а на ее месте стремится утвердить «свободный критицизм», т. е. интерпретацию, полученную на основании частного суждения нередко даже самой невежественной и некомпетентной личности, и основывающуюся, кроме всего прочего, на заключениях сугубо человеческого рассудка.

Как подчёркивает Р. Генон, «В этом случае в области религии случилось нечто подобное тому, что произошло в области философии после утверждения в ней рационализма. Дверь отныне была открыта для всяких дискуссий, разнотолков и противоречий. И отсюда вполне закономерный результат: возникновение постоянно растущего количества сект, каждая из которых представляет собой не более чем частное мнение тех или иных отдельно взятых индивидуумов. Так как в подобных условиях невозможно было прийти к соглашению относительно основной доктрины, она была отставлена в сторону, и второстепенный аспект религии, т. е. мораль, вышел на передний план. Отсюда вырождение до уровня морализма, который столь ощутим в современном протестантизме. Таким образом, мы и здесь имеем дело с феноменом, во многом параллельным положению дел в современной философии — с распадом доктрины и потерей религией ее интеллектуальных элементов. От рационализма религия неизбежно должна была опуститься и до сентиментализма, шокирующий пример которого мы видим в англо-саксонских странах. То, что осталось в результате всех этих извращений, уже нельзя было назвать религией даже в самой искаженной и ухудшенной форме. Это простая «религиозность», т. е. смутное и неосмысленное душевное влечение, не основанное ни на каком подлинном знании».[581]

 

 

ГЛАВА 29. АНТРОПОГЕНЕЗ