Личность и социально-волевое начало

 

1. Понятие «индивид».Для характеристики человека как обособленной формы бытия в обществознании используется ряд терминов. Важнейшие из них — индивид, индивидуальность, личность.

Термин «индивид» (индивидуум) происходит от латинского individuum – неделимое. Данный термин означает «отдельное живое существо, особь, отдельный человек – в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). Индивид, рассматриваемый в его специфических особенностях, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам, - синоним индивидуальности».[588] (Курсив – автора цитаты).

В социологии термином «индивид» обозначается единичный представитель какого-либо социального целого — исторически определенного общества или социальной группы. Различия людей как индивидов — это, во-первых, различия между общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно признаки одной и той же группы выражены в составляющих ее индивидах. С помощью данного понятия подчеркивается изначальная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование. Во всякий момент, когда человек может осознать себя, он существует в качестве продукта социальных отношений. Эпоха, в которую человек родился и сформировался, специфика социальной группы, к которой он принадлежит, уровень культуры его ближайшего окружения — все это определяет первоначальные установки, часто неосознанные, и влияет на осознанные мотивы поступков. Человеку приходится не просто «считаться» с условиями и возможностями существующего общества, он должен еще понять, что обязан последнему многими качествами, которые поначалу казались ему самостоятельно приобретенными.

2. Индивидуальность и личность. Характеристика индивида как продукта общественных отношений не означает, что исходные условия индивидуального существования (место жительства, социальная группа, семья и т. д.) раз и навсегда определяют последующее поведение людей. Несводимость человека только к его социальному положению, относительная независимость его поведения от исходных условий существования — все это характеризуется уже не понятием «индивид», а близкими и взаимосвязанными с ним понятиями «индивидуальность» и «личность».

Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» — то, что личность индивидуальная. Реальная индивидуальность любой личности приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить разные измерения социально значимых качеств. Суть этого различия схватывается уже на семантическом уровне. Слово «индивидуальность» ассоциируется с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная». Слово «личность» ассоциируется с эпитетами «сильная», «энергичная», «независимая». В индивидуальности подчеркивается ее самобытность, в личности — ее независимость. Человек есть личность, поскольку у него есть «свое лицо» и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он «не теряет своего лица».

3. Способности и индивидуальное своеобразие личности.Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что выделяет данного индивида среди других людей. При этом имеется в виду, прежде всего, совокупность его социально значимых качеств. Эта совокупность весьма ограниченная у посредственных или однобоко одаренных людей. С представлением же о развитой индивидуальности связывается наличие широкого многообразия социально значимых качеств. Понятие индивидуальности можно назвать ренессансным по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что эпоха Ренессанса создала это понятие — оно появилось значительно позже — а в том, что деятели Возрождения реально были очень развитыми индивидуальностями. Хотя, конечно, многосторонне одаренные люди жили и в прежние времена, но в таком количестве в одной и той же эпохе они ранее не появлялись. Сообщество деятелей эпохи Ренессанса было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать в отдаленном будущем все человечество: многообразием всесторонне одаренных индивидуальностей. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но обязательно еще представляет собой некую целостность. Широко одаренный индивид обладает не просто набором, совокупностью, но «целокупностью», системой, интегрированных в органическое целое различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет над всеми остальными, определяя своеобразный способ их сочетания. Гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного дарования, отличающего данного конкретного индивида. Чтобы индивидуальная целостность образовалась, нужны многообразные целенаправленные усилия. Но не они создают индивидуальность: она как бы сама собой строится на прочном фундаменте способностей индивида. Если же индивид отказывается от своего призвания, «зарывает талант в землю», т. е. отказывается выполнять свои кармические обязанности, то, в конечном итоге, это приводит к деградации личности, не говоря уже о посмертном воздаянии. Но понятие индивидуальности далеко не исчерпывает всей человеческой активности. Есть иная структура человеческой активности, на основе которой сама индивидуальность зреет, развертывается и гармонизируется. Речь идет о личностной структуре, определяющими характеристиками которой, в отличие от индивидуальности, является не спонтанность формирования, а как раз наоборот — преднамеренность, целенаправленность, жесткая обусловленность поступков.

4. Личность и социально-волевое начало. Если понятие индивидуальности подводит деятельность индивида под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, то понятие личности подчеркивает в этой деятельности социально волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем жестче его контролирует, полностью подчиняя своей жизненной стратегии. Слово «личность» (persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре, отсюда русское понятие — «личина». Затем это слово стало обозначать персонаж, который актер изображал на сцене. У древних римлян слово «persona» употреблялось с указанием определенной социальной функции, (личность отца, царя, судьи, и т. д.). Превратившись в философский термин слово «личность» существенно изменило свой смысл и стало выражать нечто обратное тому, что понимали под ним в древности. Личность — это индивид, который отнюдь не играет роль, не является ни в каком смысле «лицедеем». Доставшаяся ему социальная роль (художника, писателя, ученого и т. д.) принимается им абсолютно серьезно. Он исполняет ее как миссию, свободно выбранную обязанность нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом данное понятие предполагает не своеобразие последних, а, прежде всего, специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его являются общественно значимыми лишь в той мере, в какой они получают свое предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней общественно значимы именно поступки. Сами свершения личности истолковываются обществом, прежде всего, в качестве поступков, т. е. преднамеренных поведенческих актов. Достоинство личности определяется не столько тем, сколько индивиду удалось совершить, «состоялся» он или — нет, сколько грузом ответственности, который он берет на себя, и с которым он способен успешно справиться.Личностное бытие — это никогда непрекращающиеся, непрерывные усилия. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. Отсутствие личностного бытия действует на индивидуальность разрушительно. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельных решений и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подчиненное, зависимое существование, на мелочный контроль со стороны социальных институтов и государства, независимо от содержания их деятельности, даже если она — бездушно-бюрократическая и античеловеческая по своей сути.

ГЛАВА 38. ЛИЧНОСТЬ, ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР