Необходимо провести четкое разграничение между характером и темпераментом.

Темперамент относится к способу психологической реакции, он является врожденным и неизменяется в течение всей жизни конкретного индивида.

Характер же, формируется личными переживаниями, особенно переживаниями раннего периода жизни, и изменяется под воздействием жизненных ситуаций. Если человек, например, обладает холерическим темпераментом, его способ реакции — «быстрый и стремительный». Но в чем именно он быстр и силен, это зависит от его отношения к миру, от его мировоззрения, от его характера. Если человек — в целом положительная личность, он будет реагировать «быстро и стремительно», когда он возмущен несправедливостью. Если это деструктивный или садистский характер, он будет «быстр и стремителен» в своей разрушительной деятельности и в мучительстве слабых.

К. Г. Юнг ввел дополнил классификацию темперамента понятиями «интроверт» и «экстраверт». Однако в употреблении этих понятий часто превалирует субъективизм. Те, кто предпочитает экстравертов, стремятся изображать интровертов как замкнутых, невротичных людей; те, кто предпочитает интровертов, в свою очередь изображают экстравертов людьми назойливыми, не в меру общительными.

Ошибочно сравнивать «хорошего» человека одного темперамента с «плохим» человеком другого темперамента и приписывать этические различия различию в темпераменте.

Такое смешение темперамента и характера вредило этике. Кроме того, что это вело к осуждению целых рас, чьи преобладающие темпераменты отличны от наших собственных, это также поддерживало релятивизм посредством допущения, что с характерами дело обстоит так же, как и с темпераментами.

4. Характер.Черты характера считались и считаются в среде бихевиористски ориентированных психологов синонимами свойств поведения. С этой точки зрения характер определяется как модель поведения, характерная для данного индивида, в то время как другие авторы, подобно Вильяму Мак-Дугаллу, Р. Г. Гордону и Кречмеру, придавали особое значение волевому и динамичному элементам черт характера.

Зигмунд Фрейд развил не только первую, но также и наиболее последовательную и глубокую теорию характера, как системы влечений, обуславливающих поведение, но не тождественных ему.

Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера; характер можно определить, как относительно перманентную форму, служащую проводником психической энергии в процессе ассимиляции и социализации. Это проведение психической энергии выполняет очень важную биологическую функцию. Поскольку действия человека не обусловлены врожденными инстинктами, жизнь была бы в опасности, если б человеку приходилось обдумывать каждое действие, каждый шаг. Но многие действия должны совершаться намного быстрее, чем позволяет процесс сознательного обдумывания. Более того, если бы все поведение строилось на обдуманных решениях, в поступках было бы намного больше противоречий, чем допустимо при надлежащем функционировании. Согласно бихевиоризму, человек научается реагировать полуавтоматически, развивая навыки действия и мышления, которые можно понимать аналогично условным рефлексам. Хотя эта точка зрения в известной мере верна, она не учитывает, что большинство характерных для человека и устойчивых к изменениям глубинных навыков и мнений обусловлены складом характера, через них выражена особая форма, которая является проводником энергии при данном складе характера.

Как подчеркивает Эрих Фромм, систему характера у человека можно считать заместителем системы инстинктов у животного. Раз психическая энергия проводится определенным способом, в поступке непосредственно выражается характер. Определенный характер может быть отрицательно оцениваться с этической точки зрения, однако это не мешает человеку, им обладающим, действовать разумно. Человек может устроить свою жизнь сообразно своему характеру и таким образом достичь гармонии с самим собой. Более того, характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Так как большинству людей кажется, что идеи независимы от их эмоций и желаний и являются результатом логической дедукции, им представляется, что их жизненную позицию подтверждают их идеи и оценки, в то время как на самом деле последние являются таким же результатом их характера, как и их поступки. Такое подтверждение в свою очередь способствует закреплению сложившегося склада характера, так как позволяет ему казаться правильным и благоразумным.

Это не единственная функция характера — позволять индивиду действовать последовательно и «разумно»; характер также дает основу для приспособления индивида к обществу.

Формирование индивидуального характера определяется столкновением экзистенциальных переживаний, индивидуальных переживаний и тех переживаний, которые обусловлены культурой, с темпераментом и физической конституцией индивида.

Для двух людей окружающая действительность никогда не бывает одной и той же, ибо особенности конституции заставляют их более или менее различно воспринимать одну и ту же среду. Лишь навыки действия и мышления, развившиеся в результате приспособления индивида к культурным моделям и не укорененные в характере личности, легко изменяются под воздействием новых социальных моделей.

 

 

ГЛАВА 39. ТЕЛО, ДУША, ДУХ ЧЕЛОВЕКА