Антропосфера

Учение о единстве Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека) проходит «красной нитью» через все эзотерические антропологические ученья с древнейших времен до наших дней. Эта идея отражена в мифологемах различных народов и запечатлена во множестве древних изображений. Поэтому в рамках рассмотрения религиозной антропологии, необходимо рассмотреть человека, как Микрокосм в неразрывной его связи с Макрокосмом. Неразрывное единство Макрокосма и Микрокосма - центральная идея русского космизма. Русский космизм наиболее развернуто представлен в концепции трёх форм организации материи: неживой природы, биосферы и ноосферы. Ярким представителем русского космизма является Н. Ф. Фёдоров (1828-1903), с его знаменитой «философией общего дела», главная идея которой – воскрешение предков, на основе регуляции природы средствами науки и техники. Воскрешение предков мыслится Н. Ф. Фёдоровым как «общее дело». Путь к нему лежит через управление природными и космическими процессами.

Наиболее ярким пропагандистом концепции русского космизма был академик В. И. Вернадский, отстаивающий учень о трёх формах организации материи, суть которого сводится к следующему.

1. Три формы организации материи. В пределах известной части окружающего мира четко различаются три его сферы, или три формы организации материи: неживая природа, живая природа (биосфера) и человеческое общество или ноосфера. Эти три системы представляют собой не раз и навсегда данные независимые образования, а являются следствием развития одна другой.

2. Биосфера.На некотором этапе эволюции неживой природы в результате количественных изменений ее объектов, роста сложности химических соединений, появляется их новое качество, возникает биосфера.

3. Ноосфера.Аналогично, как следствие развития живой природы, как результат перехода количественных изменений некоторых ее объектов в новое качество, происходит появление человека разумного и ноосферы.

4. Дальнейшее развитие ноосферы.Ставить на этом точку, считать человека и его сознание венцом природы, представлять ноосферу высшей ступенью эволюции мироздания совершенно нелогично. Со времен появления человека разумного и до наших дней наблюдается совершенствование и развитие ноосферы. Поэтому естественным будет предположение о дальнейшем его продолжении, которое, согласно первому закону диалектики, так же, как и на предыдущих этапах эволюции природы, неминуемо должно привести к появлению нового качества — некоей следующей ступени сложности окружающего мира, более совершенной, чем ноосфера, системы мироздания.

5. Наиболее распространенные обозначения неживой природы, биосферы и ноосферысводятся к определению этих сфер материального мира как систем объектов соответствующего структурного уровня материи (неорганического, биологического, сознательного) и тех объектов более низких структурных уровней (для биосферы — неорганического, для ноосферы — неорганического и биологического), которые составляют окружающую среду, непосредственно связаны с устойчивым существованием

объектов соответствующего определяющего структурного уровня.

Как считал В. И. Вернадский, представления о трех основных уровнях организации материи — о трех соответствующих сферах мироздания — выработаны на основе всего предшествующего опыта человечества.

6. Антропосфера включает в себя вся «очеловеченную» часть мироздания. С точки зрения религиозной антропологии «очеловеченной» частьюмироздания является не только Мир Плотный, но и Тонкие Миры. Ибо, обитающее в Мире Плотном, т. е. в нашей физической реальности, человечество, составляет лишь незначительную часть всего человечества, представители которого жили на нашей планете с незапамятных времён и переходили после смерти в Тонкие Миры.

К представителям «русского космизма» в «эзотерическом» его варианте можно отнести крупнейшего мистика и мыслителя визионера Даниила Андреева.[593] Первая публикация в 1991 году московским издательством «Прометей» главного труда Даниила Андреева – «Роза Мира», была признана критиками самых разных направлений главным событием года.Даниил Андреев стал творцом уникальной в своем роде синкретической мировоззренческой системы, созданной на основе собственного визионерского опыта, глубоко православной по своей сути, и в то же время, впитавшей в себя достижения Восточной метафизики и полностью соответствующей духовным запросам современной эпохи. «Роза Мира» - это грандиозный трактат о сокровенном строении Мироздания, о мистической подоплеке всей истории земной цивилизации и о грядущих судьбах человечества. В настоящее время это одна из наиболее масштабных в мировой мистике попыток дать изложение глубочайших эзотерических истин в форме универсального экзотерического религиозно-мистического учения. В «Розе Мира» подробно проанализирована система параллельных миров (Даниил Андреев насчитывает их 242) Шаданакара – брамфатуры Земли, то есть - нашего планетарного космоса. И в этом отношении «Роза Мира» Даниила Андреева стоит в одном ряду с «Божественной Комедией» Алигьери Данте, в которой в поэтической форме также дается панорама параллельных миров нашей планеты.

Представителем русского «эзотерического космизма», можно считать в известной мере и великую нашу соотечественницу, основательницу теософии Е. П. Блаватскую, а также - чету Рерихов – основателей Ученья «Живой Этики» («Агни-Йоги»).

 

 

ГЛАВА 41. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДИХОТОМИИ