На этой логике основаны все метафизические и традиционные сакральные доктрины.

Наиболее яркими представителями традиционализма являются Рене Генон, Юлиус Эвола, Мирча Элиаде, Александр Дугин.

Основная часть работ классиков Традиционализма переведена на русский язык. См. например, сборники трудов основателя Традиционализма Рене Генона: Рене Генон «Символика креста». «Царь Мира». «Заметки об инициации». М., «Прогресс-Традиция», 2004; Рене Генон «Избранные сочинения: «Царство количества и знамения времени». «Очерки об индуизме». «Эзотеризм Данте». – Пер. с франц. 2-е изд., испр. и дополн. – М., НПЦТ «Беловодье», 2003; Рене Генон «Избранные произведения: «Человек и его осуществление согласно Веданте». «Восточная метафизика». – Пер. с франц. – М., НПЦТ «Беловодье», 2004; Рене Генон «Избранные произведения: «Традиционные формы и космические циклы». «Кризис современного мира». – Пер. с франц. – М., НПЦТ «Беловодье», 2004; Рене Генон «Символы священной науки». – Пер. с франц. М., НПЦТ «Беловодье», 2004; Рене Генон «Восток и Запад». – Пер. с франц. М., НПЦТ «Беловодье». 2004.

См. работу: Юлиус Эвола «Языческий Империализм». М., «Арктогея», 1990.

См. труды Мирча Элиаде: Мирча Элиаде, Ион Кулиано «Словарь религий, обрядов и верований». При участии Г. С. Винер. СПб., «Университетская книга», 1997; Мирча Элиаде «Йога». Свобода и бессмертие. М., «София», 2000; Мирча Элиаде «Шаманизм». Архаические техники экстаза. М., «София», 2000; Мирча Элиаде «Тайные общества». Обряды инициации и посвящения. Киев, «София», М., «Гелиос», 2002; Мирча Элиаде «Оккультизм, колдовство и моды в культуре». Киев, «София», 2002.

К понятию «традиционализм» близко примыкает понятие «ариософия» - «мудрость Ариев». Понятие «ариософия» принадлежит Йоргу Ланцу. Данный термин является синонимом термина «Гиперборейская Теория». Понятие «Гиперборейская Теория» означает эзотерическую доктрину, являющуюся истоком земной сакральности - сжатое выражение Примордиальной (Изначальной) Традиции. Это - фундамент религий мира, древнейшая посвятительная инициатическая доктрина, возникшая в Гиперборее - северной прародине индо-европейских народов. Она является выражением эзотерической мудрости древнейшего «полярного», «нордического» этапа истории человечества.

См.: А. Г. Дугин «Гиперборейская Теория». Опыт ариософского исследования. М., «Арктогея», 1993. См. также - А. Г. Дугин «Консервативная революция». М., «Арктогея», 1994; А. Г. Дугин «Пророк Золотого Века». Послесловие к книге: Рене Генон «Кризис современного мира». М., «Арктогея», 1991; А. Г. Дугин: «Юлиус Эвола языческий империалист». Послесловие к книге: Юлиус Эвола «Языческий Империалиализм». М., «Арктогея», 1994;

См. также: Элизабет Вандерхилл «Мистики XX века». Энциклопедия. «Миф»-«Локид», М., 1996, с. 323-347: раздел 11 «Традиционалисты».

13. Теософия. Теософия в широком смысле слова, это, по словам Елены Блаватской – «Религия Мудрости, или «Божественная Мудрость». Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом».[258]

В узком смысле слова, теософия – это эзотерическое ученье Елены Блаватской и её последователей.

Теософия – это рефлексия религии, то есть – критическое самопознание и самосознание религии. Основная посылка теософии – наличие в разных религиям общего круга идей. На этой концептуальной основе и строится вся доктрина теософии, охватывающая вопросы устройства Вселенной, эволюции Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (Человека). «Теософия – это не просто одно из многих религиозно-философских учений, это одна из попыток выработать новый тип мировоззрения, а именно религиозность нового типа. И в этом смысле теософия значима не только как некий взгляд на человека и космос, на взаимосвязи и сущность религии, значима не только как некий синтез прошлого духовного опыта, но и как попытка заглянуть в будущее. Её можно принимать или не принимать, но вникнуть в неё чрезвычайно полезно. Вряд ли можно согласиться, что теософия это просто «религиозно-философское учение», одна из иллюзорных систем в рамках оккультно-религиозной литературы, как подавал теософию советский научный атеизм. Она заслуживает куда более серьёзного внимания, чем тот поток вульгарных публикаций, который, конечно, характеризует современное кризисное состояние нашего общества и как таковой должен попасть в поле зрения историка духовной культуры, - не более того. Теософия, несомненно, обладает познавательной ценностью».[259]

Вот, например, как характеризует Е. П. Блаватскую знаменитый русский эзотерик начала XX века Владимир Шмаков: «Теософическое общество, как известно, основано нашей соотечественницей – Еленой Петровной Блаватской. Ея безспорно исключительная личность въ продолженіи немногих лътъ создала переворотъ въ умственномъ міръ человъчества. Въ самую мрачную эпоху черстваго матеріализма ея геній открылъ многимъ тысячамъ людей врата въ иную областъ, къ лицезрънію Истины в ореолъ ея въчности… Новъйшее мистическое движеніе въ Индіи было возбуждено недавно умершимъ послъднимъ индусскимъ пророкомъ Бхагаваномъ Шри Рамакришной Парамагамзой. Если теперь нътъ въ міръ образованнаго человъка, кто бы хоть по слуху не зналъ бы понятій о эзотеризмъ и тождествъ всъхъ религій всемірной исторіи по ихъ внутренней сущности, то этимъ человъчество обязано генію двухъ людей: Е. П. Блаватской и Шри Рамакришны».[260]

Главный труд Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина» имеет подзаголовок – «Синтез науки, религии и философии» и действительно представляет собой грандиозный синтез, который призван охватить не только все религиозно‑мистические традиции как Востока, так и Запада, но и ассимилировать в эту систему взглядов также науку и философию. Е. П. Блаватская стала основательницей мировоззренческой традиции, получившей в XX веке огромный расцвет, назовём для краткости лишь одно имя - Тейяр де Шарден, который также сделал одну из самых известных попыток такого синтеза, правда с иных, чем теософы, собственно религиозных позиций.

Однако, не смотря на многочисленные уже попытки глобального мировоззренческого синтеза, теософия по-прежнему остаётся наиболее грандиозной синкретической мировоззренческой системой, всё более получающей признание в качестве философско‑методологической основы различных парарелигиозных форм.

Из новых крупных работ по теософии, изданных русскими авторами, с нашей точки зрения наибольший интерес представляет книга Т. Платоновой «Тайная Доктрина Гермеса Трисмегиста». Эта работа, как и «Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской, также даётся, как сказано в предисловии, «по поручению Белого Братства и Ложи Великих Учителей». Связь её с работой Е. П. Блаватской определяется следующим образом: «К вопросу о том, является ли данный труд продолжением Тайной Доктрины, отвечу следующее: тайные Знания, обнародованные Е. П. Блаватской, являлись первой и начальной попыткой просветить человечество. Мы не преследовали цели дать Знания как таковые, а всего лишь попытались показать вам, что существует иное и отличное от вашего понимания представление о мире. Нам пришлось спорить, убеждать и доказывать, поэтому Тайная Доктрина изобилует огромным количеством цитат и ссылок на источники, вам знакомые, а также незнакомые, чтобы показать различные аспекты, точки зрения, узость и широту мышления наших оппонентов, претендующих на Истину.