ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

 

Сэру Джону Эвансу,

кавалеру ордена Бани 2-й степени,

доктору гражданского права, плену

королевского общества, и проч., и проч.,

с глубокой благодарностью

за дружескую помощь и поддержку


ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель этой книги — кратко рассказать читателю об основных воззрениях и верованиях древних египтян, касающихся воскресения и жизни после смерти и целиком почерпнутых из оригинальных египетских источников. Египетская лите­ратура, затрагивающая эти вопросы, весьма обширна. Как и следовало ожидать, собранные вместе памятники различных периодов охватывают несколько тысячелетий, и временами очень трудно примирить доктрины и верования авторов различных периодов. До сих пор не найдено систематизиро­ванного свода учений о воскресении и загробной жизни, и нет оснований надеяться, что он когда-либо будет обнару­жен, ибо египтянам даже и в голову не приходила мысль написать труд подобного рода. Сложность нашего предмета усугубляется еще и тем, что разные люди, жившие в разных местах в разное время, не могли одинаково представлять себе то, что, в конце концов, всегда относится к области веры. Поэтому маловероятно, чтобы какая-то коллегия жрецов, пусть даже самая могущественная, могла сформулировать систему верований, которую приняли бы по всему Египту и Духовенство, и простые люди и которую переписывали бы писцы как окончательный и наиболее авторитетный труд по египетской эсхатологии. Кроме того, сама структура древне­египетского письма делает невозможным написание на нем

 

Египетская религия

работ собственно философского и метафизического харак­тера. Однако, несмотря на эти трудности, оказалось возмож­ным собрать большое количество важной информации по этому предмету из погребальных и культовых текстов, дошедших до пас. Большая их часть касается бессмертия, той важнейшей, центральной идеи, которая существовала в неизменном виде па протяжении тысячелетий и составляла ось всей религиозной и общественной жизни древних егип­тян. С первого и до последнего дня главной заботой каждого египтянина была жизнь за порогом смерти. Он думал о том, чтобы в скале для него была вырублена гробница, чтобы она была обеспечена всей необходимой погребальной утварью, каждая деталь которой регламентировалась традицией, вби­рала в себя лучшие помыслы человека и большую часть его мирских благ, постоянно напоминала ему о времени, когда его мумифицированное тело понесут к «вечному обитали­щу» в известняковом плато или холме.

Основным источником информации о древнеегипетской доктрине воскресения и посмертной жизни является для пас, конечно же, большое собрание религиозных текстов, известное под общим названием Книги мертвых*1. Различ­ные редакции этих замечательных сочинений охватывают период более чем в пять тысяч лет. В них отражены не только сокровенные верования, возвышенные идеалы и благородные устремления образованных египтян, по также и религиозные суеверия и детское благоговение перед амулетами, магическими обрядами и чарами, которые они, возможно, унаследовали от своих додипастических пред­ков* и считали неотъемлемой частью пути к спасению. Многие отрывки и ссылки в Книге мертвых до сих пор остаются неясными. В некоторых местах переводчик неиз­бежно столкнется с трудностями, пытаясь воспроизвести определенные ключевые слова на каком-либо из современ­ных европейских языков. Однако нельзя утверждать, что


Предисловие

текст Книги мертвых совершенно недостоверен, ибо члены царских родов, жрецы, писцы, не говоря уже о простом народе, не размножали бы длинные и дорогостоящие свитки и искуснейшие художники не иллюстрировали бы их, если бы эти тексты не имели для них значения и не были бы необходимы для подготовки к жизни в загробном мире. Находки последних лет привели к открытию цепных тек­стов, которые прояснили много темных мест. И можно надеяться, что ошибки, сделанные при переводах египет­ских папирусов сегодня, будут исправлены завтра. Несмот­ря на все трудности, как текстуальные, так и грамматиче­ские, из священных текстов древних египтян сейчас извест­но достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что уже шесть тысяч лет назад они обладали такой религией и кодексом морали, которые, будучи очищены от искажений и наслое­ний, займут не последнее место в наследии величайших народов мира.

Э.А. Уоллес Бадж

21 августа 1899 г. Лондон


.

 

Глава I