Христианская Церковь

2.1. Зачем человеку нужна Церковь?

Автор текста помнит, как он приходил к Богу. Это был целый период, в котором однажды был обнаружен крайне важный момент, – автор осознал, что он поверил в Бога, но, парадоксальным образом, его жизнь не изменилась. Так вот большая часть людей верит в Бога, но своей жизни не меняет. И только Церковь дает человеку опыт не головного христианства, а практического. Входя в Церковь, становясь ее членом, ¾ а это происходит в Таинстве Крещения – и принимая и реализуя (по мере сил) ее опыт, человек действительно становится христианином. Он обретает возможность жить во Христе.

Главный вопрос, который задается сегодня современным человеком в отношении Церкви, – «зачем это все?», «зачем мне эти посредники?». Но проблема как раз заключается в том, что, как правило, люди, которые отвергают посредников, и остаются только «головными христианами». Интересно, почему Христос устроил спасение человека именно через других людей? Да потому, что Он хочет, чтобы мы спасались вместе. А мы этого не хотим. Сегодня внешние люди, приходящие на службу в храм, говорят, что им неприятно стоять и молится с другими людьми (со старушками). Когда человек отпадает от Бога, то он «отпадает» и от брата, он перестает осознавать глубинное духовное родство с другим человеком. А когда он обретает Бога, то он обретает и брата.

Люди боятся, что они «потеряют себя» в Церкви. Однако, на самом деле, при грамотном поведении, они, напротив, обретают себя. Чудо Церкви заключается в том, что встреча со Христом, которая происходит в ней, абсолютно индивидуальна. Никто не отнимает у Вас Вашу личность и тайну Вашего общения с Богом. Хотя молитва в храме происходит «на людях», тем не менее, эта молитва остается тайной, как и заповедал Христос. И никто не может заглянуть в эту тайну, по крайней мере, исчерпать ее. Можно сказать больше – эта молитва становится Вашей общей с другими людьми тайной.

Церковь необходима, потому что в этом мире есть «антицерковь», сегмент культуры, который доходит до радикального отрицания Бога, высших ценностей, образа Божия в человеке. Массовая культура выступает, скорее, какой-то ширмой для этого сегмента. Но именно он, несмотря на его относительно небольшую величину, оказывается «тайной» сердцевиной современной культуры. Уже в этой жизни мы можем заглянуть в ад и заглянуть в рай.

Чтение «отцов» нигилизма (де Сад, Ф. Ницше), построение своего образа жизни в соответствии с их ценностями (даже бессознательное), общение с людьми, которые разделяют или склонны разделять те же ценности – это и есть «антицерковь», «совет нечестивых» (о котором говорится, что он погибнет). Это и есть «ад на земле», путь к аду, но путь, от которого мы еще можем отказаться. В этом пути поражает, прежде всего, его небытийность, часто осознаваемая самими идущими. В сущности, нигилизм – это просто паразитирование на религии. Нигилисты живут религией в том смысле, что их главная цель – отрицать религию. Нигилисты – глубоко несчастные люди; им очень тяжело жить. Образ, который дал Христос в своей притче о талантах, – а именно образ раба, зарывшего в землю один талант, – как нельзя лучше подходит к нигилистам. Они зарыли свой талант, не захотели понести ответственности трудной, но интересной духовной жизни, и все свои силы потратили на доказательство того, что они сделали правильно, а все остальные – нет, и что их Хозяин – человек жестокий.

Но в этой земной жизни есть и путь в рай – это Церковь. Если нигилизм «развивает» человека в «сторону ада», то Церковь – в противоположную сторону. Нигилистическая культура – опыт жизни без Бога и «против» Бога. Церковь – опыт жизни по Богу и в Боге.

Основной смысл Церкви – обожение, соединение со Христом посредством участия в Таинствах, в молитвенной жизни, поэтому Церковь называют Телом Христовым, «богочеловеческим организмом». Данный смысл осуществлялся в Церкви всегда, начиная с первохристианских времен. С тех пор Церковь внешне менялась, но нужно всегда помнить, в чем ее главное предназначение. Тогда нам будет легче перенести какие-то внешние недостатки чисто человеческой стороны жизни современной Церкви – и исправить их.