Бихевиоризм.

Бихевиоризм считает, что поведение человека не является свободным выбором, а обусловлено различными обстоятельствами. люди делают то, что делаю по причине социальных, культурных и экономических обстоятельств (личной истории), генетических или иных факторов, которые находятся вне контроля самого человека. Этот подход по сути исключает любое рассмотрение нравственности, человеческая деятельность рассматривается как реакция.

Подходы бихевиоризма изложены в работе Б.Ф. Скиннера. Скиннер красноречиво и эффектно изложил свою концепцию на основе идей Джея Б. Ватсона. Бихевиоризм – это понимание природы человека.

По Скиннеру мы являемся не автономными существами, а теми, кто реагирует на общее окружение. «Мы животные (более сложные чем другие животные, но с определенными возможностями, которых нет у других животных, с самосознанием, которые не свойственно другим животным).

Каждый человек является просто ступенью в процессе, который начался задолго до его появления на свет и (закончится) продолжится еще после его исчезновения.

Какова же природа нравственности?

Нравственность – это просто поступок соответствующий модели поведения, установленный совокупностью факторов.

Человек не принимает решения и не действует как независимый субъект, человек просто реагирует на окружающую среду таким образом, чтобы ему было удобно жить.

Наивысшее благо по Скиннеру – это выживание, которое становится основанием для принятия нравственных решений и суждений.

Все, что способствует выживанию и благосостоянию индивидуальному или социальному есть добро.

Люди являются просто частью медленного развития окружающей среды и непонятно куда движущегося, в котором они живут с определенной степенью личного удовлетворения.

«Никто не выходит из реки причинности» (Скинер).