Отличие религиозного человека от каббалиста

 

"Каббала и религия"

11_1_Аудиофрагмент

 

 

У человечества существует множество целей. У каббалистов же направление одно – их отношение к Творцу и осознание необходимости раскрытия Его управления, неизменного и раскрывающегося только по мере уподобления Ему. Если, уподобившись Творцу, человек включается в это управление, он сливается с Ним. Религии, вероучения и методики, созданные человечеством, к этому не ведут, они не требуют от человека внутренних изменений и перехода к альтруистическим свойствам.

При убежденности в различном отношении Бога к человеку возникает зависть к тому, к кому Творец относится, якобы, с большей любовью, к избранным Им. Возникает антагонизм не только между людьми, но и между религиями. Каббала же считает, что Творец неизменен, и только человек, по мере своего исправления, удостаивается видеть в неизменном отношении Творца улучшение своего состояния и состояния общества. Поскольку каббала утверждает, что нужно не молиться, а меняться, она вызывает неприятие религиозных людей, потому что косвенно обвиняет их в ханжестве.

Для понимания истинного отношения каббалистов к Творцу можно привести в пример каббалистический молитвенник, в котором нет обычных слов, выражающих чувства человека. Все, написанное в нем, обозначает духовные действия, которые должен произвести над собой человек в процессе своего исправления, чтобы получить в себя Высший свет.

Духовными действиями называется осознанное отношение к Творцу, которое каббалист проверяет в своем отношении к обществу и окружающим его людям. Творец – это абсолютное свойство отдачи; это не абстрактный объект, а сила и свойство, которое находит в себе человек по мере уподобления ему.

Религиозный человек, напротив, читает молитвенник, благодарит Творца и обращается к Нему с просьбой, включая и просьбу об изменении себя. Но просьба эта не о том, чтобы Творец изменил человека, сделав его подобным Себе – люди просят лишь об улучшении своих человеческих качеств. Иными словами, они просят только о возможности как можно меньше пользоваться своим эгоизмом, своими желаниями, быть добрее по отношению к другим, сдерживать себя. Это не называется исправлением, это можно назвать выгодным использованием своего эгоизма. Каббалисты вообще не обращают внимания на свои желания и черты характера – это заданная заранее информация, которая лишь раскрывается со временем и может быть изменена под воздействием общества и принудительного воспитания. Изменению подлежит более тонкая вещь – намерение. Это скрытый от всех окружающих и порой от самого человека эгоистический расчет, направление желаний. Только оно подлежит исправлению. Тонкая внутренняя работа каббалиста по выявлению правильного намерения и является уподоблением свойству Творца.

 

Все религии основываются на том, что человек ощущает себя низшим по отношению к Творцу. Во всех религиях заложено утверждение об ущербности человека по отношению к Творцу и о его порочности, ведущих к конфликту с Творцом, страданиям и мучениям. Пропасть между человеком и Творцом трактуется во всех религиях как нечто отрицательное.

В каббале причина нашей порочности рассматривается положительно. Бааль Сулам пишет в одной из своих статей, что он рад раскрытию в нем грешника, т.е. эгоистических намерений по отношению к Творцу. Только благодаря раскрытию и осознанию противоположных Творцу качеств, каббалист настраивается на уподобление Ему. Только из осознания своей эгоистической природы можно обратиться к Творцу с настоящей просьбой об исправлении. Поэтому каббалист не плачется Творцу о своей неполноценности и низменности (чего требует от человека любая религия), а ощущает себя близким Творцу и все свои недостойные склонности не считает своими, так как они находятся в нас для достижения возвышенной цели.

Не следует делать выводов о том, хорош или плох ты, мир и Творец, прежде чем поймешь, что это лишь твое отношение, а не истинная картина. Этот принципиальный момент и отличает религиозного человека от каббалиста.

Религия учит: веди себя хорошо по отношению к другим людям и тебе будет обеспечена хорошая жизнь после смерти, в будущем мире. Каббала же говорит: будь добр по отношению к остальным людям, потому что этого требует от тебя Творец как условие уподобления Ему по свойствам. Если бы не наша обязанность реализовать цель творения и достичь уподобления Ему, не было бы никакой необходимости в том, чтобы быть добрыми.

 

"Что такое будущий мир"

11_2_Аудиофрагмент

 

Здесь необходимо прояснить понятие добра. В каббале «быть добрым» означает иметь экран на все желания, т.е. использовать их ради Творца. Творец – это свойство отдачи, абсолютный альтруизм. Это свойство называется Высшей силой, так как оно породило творение и желание получать наслаждения. Кроме того, «быть добрым» означает в каббале дать всем творениям информацию об этой Высшей силе и объяснить цель нашего существования в этом мире. Уподобившись по свойствам Творцу, т.е. приобретя правильные намерения, все человечество поднимется на другой уровень существования и станет счастливым. Все эти состояния каббалисты обещают нам в этой жизни, которая и будет называться будущей, а не после смерти, как думают люди. В религии «быть добрым» означает помогать ближним, давать пожертвования, т.е. совершать обычные действия на нашем земном уровне. Эти действия могут в лучшем случае привести к улучшению качества человеческого общежития. Несмотря на то, что на физическом уровне добрые действия могут быть одинаковыми у каббалистов и религиозных людей, их внутренний смысл и намерение диаметрально противоположны. Эти расчеты скрыты от нас, и поэтому познаются только на практике. Никогда нельзя судить человека по внешним действиям – оценке подлежит только его намерение. То же и с Творцом: не зная его Замысла, мы не можем судить о правильности его действий в отношении нас.