Период рабства

Именно во времена Авраама, во времена строительства Вавилонской башни, в истории человечества начинается период рабства. К этому приводит скачкообразный рост эгоизма в человеке. Со времен Авраама в большей части человечества малхут подавляет бину, и лишь в малой его части бина превалирует над малхут. Эта малая часть называется «потомками Авраама», которые должны претерпевать ускоренное развитие, поскольку сама бина форсирует темп их продвижения. В них быстрее раскрывается эгоистическое развитие желаний[19], следствием чего оказывается «египетское рабство», как физическое, так и духовное. В результате приходит осознание необходимости выхода из Египта, т.е. прежде всего из духовного рабства[20].

В материальном смысле мы понимаем, что такое рабство, однако с духовной точки зрения речь идет о клипот[21]. Вопреки методике, полученной от Авраама, Исаака и Иакова, – системы духовного продвижения путем слияния с Высшей силой – людям, находившимся в духовном постижении, начал раскрываться эгоизм. Речь идет о семидесяти душах, «спустившихся» в Египет[22]. Поскольку земная история является результатом действия Высших сил, перед нами разворачиваются следующие события.

В середине 16-го века до н.э. группа кочевников, потомков Авраама, под предводительством Иакова (Исраэля) переселяется в Египет. Эти люди называют себя Бней-Исраэль, что означает «сыновья Израиля» (На иврите «исра-эль» означает «прямо к Творцу»). Израильтянам была предоставлена для жительства область Гошен на востоке нильской дельты. Она славилась своими обширными лугами, там обычно пасли стада, принадлежавшие дворцовому хозяйству. Часть царского скота была передана в ведение пришельцев, которые, таким образом, были приняты на государственную службу. К этому времени государство фараона представляет собой полузависимую область в Южном Египте.

После прихода в страну израильтян египтяне начинают борьбу за национальную независимость (против гиксов) и постепенно захватывают огромные территории, подчиняя многочисленные народы Азии и Африки. Египет превращается в сильнейшую империю древнего мира.

Господство национальной религии и политическая власть жрецов казались безраздельными. На этом фоне довольно неожиданным кажется появление фараона-реформатора Эхнатона (1424-1420 гг. до н.э.). Эхнатон чувствовал себя пророком новой истинной религии, верховным жрецом Единого Бога (бога Солнца). Вероятнее всего, на взгляды фараона оказала влияние религия народа, проживавшего в земле Гошен, т.е. каббала. Попытаемся это объяснить с точки зрения науки каббала.

В духовном мире отдающее, рождающее, наполняющее начало называется Солнцем. Фактически, Солнцем называются Зэир Анпин мира Ацилут; Луна называется Малхут, т. е. получающее начало, или сумма душ.

Попытка Эхнатона навязать египтянам новую веру потерпела полный крах; в народе надежно укоренилось многобожие. Вскоре фараона отравили и даже память о нем постарались стереть. Немногочисленные археологические находки, относящиеся к этому времени, были сделаны только в XX веке.

С другой стороны, и религия израильтян подвергается в Египте языческому влиянию. Происходит взаимное включение частей бины и малхут. Заканчивается спокойный период в жизни евреев, и они оказываются в «Доме рабства». Новый фараон Рамсес II (годы правления 1279-1212 гг. до н.э.) заставляет израильтян выполнять самые тяжелые работы, делая их дальнейшее пребывание в Египте нестерпимым.

На духовном уровне происходит следующее. Бней-Исраэль начали ощущать силы, противостоящие святости и Творцу, – силы нечистоты, называемые «фараоном». На фоне растущего желания наслаждений человек начинает выявлять, раскрывать исправление между биной и малхут. Человек выверяет свои возможности, учитывая, что малхут постоянно разрастается, в связи с чем нужно продвигаться над ней и исправлять ее. В этом и заключается рабство: евреи чувствуют, что им нужно раз за разом сокращать малхут, дабы каким-то образом сохраниться в качестве народа Израиля среди египтян.

В итоге, наступает такое состояние, когда оставаться под властью Малхут больше невозможно, когда нельзя и дальше ограничивать ее, не ставя себя при этом на порог смерти. Наступают десять египетских казней: человек обязан выйти из противостояния бины и малхут внутри себя, установив власть первой над второй. Тора рассказывает о выходе народа Израиля из Египта так: человек сбегает[23] от малхут, понимая, что не способен работать с ней в условиях ее текущего сочетания с биной. Ему необходимо получить помощь от Высшей силы[24], чтобы сократить малхут и присоединиться к бине. Побег этот и называется «чудом выхода из Египта».

В 1350 г. до н.э. евреи под предводительством Моисея (Моше) покидают Египет, и, перейдя Красное море, оказываются у подножия горы Синай. Здесь Моисей получает для своего народа божественное откровение, Тору[25].

Евреям раскрывается методика. Желанию наслаждений, выросшему у израильтян в Египте, уже недостаточно методики Авраама – ему нужна более прогрессивная система. Мало простого порыва и естественного осознания Божественности со стороны человека в соответствии с цепочкой решимот. Теперь, путем определенных внутренних действий по отношению к другим, в рамках поручительства и взаимосоединения, человек обязан создать такие условия для своего разросшегося эгоизма, чтобы Высший свет, возвращающий к Источнику и называющийся «Торой», подействовал на него и привел его душу к исправлению. Благодаря исправлению душа сможет получить экран[26] на всё усиливающийся авиют[27], т.е. обрести намерение ради отдачи. В отношении этого состояния говорится: «возлюби ближнего как себя», то есть на этом этапе уже необходимы антиэгоистические действия в эгоистическом желании, для реализации которых необходима методика – Тора. Именно заповедью[28] «возлюби ближнего как самого себя» и получением Торы в течение сорока лет[29] народ исправляет свой эгоизм до уровня бины. Этот процесс называется «хождением по пустыне».

Тем временем человечество тоже не стоит на месте. Малхут, представляющая собой желание наслаждений, постоянно возрастает в человечестве, и присутствие искр бины не ощущается в народах мира, в этом разбитом сосуде малхут.

Таким образом, наблюдается две линии развития: с одной стороны – Израиль, в котором над малхут раскрывается часть бины, побуждая человека к исправлению; а с другой стороны – народы мира, в которых бина еще не раскрылась, и малхут в своем развитии властвует над человеком. Получив методику (Тору), сыновья Израиля обретают возможность сообразно со своим духовным состоянием достичь материальной Земли Израиля и построить Храм.