Единство Бога — ядро доктрины о триединстве

Мусульманин: Христиане поклоняются трем божествам, тем самым впадая в грех многобожия (ширк). Библия уделяет особое внимание учению о Божьем единстве. Ваша доктрина не согласуется с вашим Писанием.

Мусульмане уверяют, что Библия говорит о Божьем единстве, и при этом полагают, что это подрывает доктрину о триединстве. Ветхий Завет провозглашает: «…Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его…» (Втор. 4:39), и Новый Завет также утверждает: «Господь Бог наш есть Господь единый…» (Мк. 12:29) и «один Бог» (см.: Рим. 3:30; Гал. 3:20). В разговоре с мусульманами о Троице полезно процитировать эти тексты, дабы с самого начала установить, что Божье единство — такое же фундаментальное учение Библии, как и Корана. Спорный вопрос заключается в комплексной природе этого единства, о которой говорит библейская доктрина о триединстве Бога.

Бог: триединство, а не троебожие

«Как три может быть одним? — справедливо спрашивает мусульманин. — Каждое человеческое существо — это отдельное творение и индивидуальность, и никогда три человека не смогут стать одним существом с одной природой». Отвечая на этот вопрос, мы должны обратиться к Библии и посмотреть, как она представляет Отца, Сына и Святого Духа.

1. Первое послание Иоанна (1:5): «Бог есть свет». Библия часто фокусирует наше внимание на этих словах. Она называет Бога «Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Сын Божий, Иисус Христос, провозглашал: «…Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), а Новый Завет свидетельствует о Нем, что Он никогда не изменяется, но «вчера и сегодня и во веки Тот же» (см.: Евр. 13:8). Более того, Бог Духом Святым озаряет наши сердца, дабы «просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Совершенно ясно, что между Ними существует абсолютное единство сущности и цели.

2. Евангелие от Иоанна (3:33): «…Бог истинен…».Этот стих говорит, что истина — это неотъемлемая сущность Бога Отца. То же самое говорит о Себе Сын Божий: «…Я есмь… истина…» (Ин. 14:6). Аналогично и Святой Дух назван «Духом истины» (см.: Ин. 15:26). Ни в ком из них нет лжи. И снова мы видим, что хотя человеческие существа могут отличаться друг от друга своей индивидуальностью и характером, между Отцом, Сыном и Святым Духом таких различий нет. Они есть истина.

3. Первое послание Иоанна (4:8): «Бог есть любовь». Новый Завет часто свидетельствует о любви Отца (см.: Ин. 16:27), но идет дальше и говорит, что любовь Божья открылась в том, что Он послал Своего Сына искупить наши грехи (см.: Рим. 5:8; 1 Ин. 4:10). Также он утверждает, что Божья любовь «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Снова мы видим абсолютное единство сущности и цели трех личностей Троицы.

То же самое можно сказать и о благодати Божьей. Как Отец является источником всякой жизни, так и Сын назвал Себя «жизнью» (см.: Ин. 11:25), а Петр назвал Его «Начальником жизни» (см.: Деян. 3:15). Также и Дух Святой есть Тот, через Кого Бог даст вечную жизнь нашим смертным телам (см.: Рим. 8:11). Во всех этих текстах мы видим божественное три-единство, а не три независимых индивидуальности. Наша доктрина всего лишь держится определения Божьего единства. Без него исчезает основное свойство триединства. Вы просто не сможете утвердить эту концепцию вне единства Божьей сущности. Как говорил Иисус, «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). В это абсолютное единство входит и Дух Святой.

Я должен еще раз обратить ваше внимание на совет, данный в предисловии к этой книге, — прибегайте к Библии, а не к теориям, разуму или иллюстрациям. Наш ответ мусульманам таков: наша доктрина — это продукт божественного откровения, о ней нельзя судить ограниченным человеческим умом. Мы отзываемся на то, что Бог Сам открыл о Себе, потому что, как говорил Карл Пфандер, человеческий разум не способен охватить вечное. Его тусклый факел должен уступить дорогу сиянию истины.

 

2.4 Имеет ли доктрина о триединстве языческие корни?

Мусульманин: Доктрина о триединстве зиждется на языческих религиях, которые задолго до возникновения христианства имели своих триединых богов. У египтян, индусов, римлян и греков были триады божеств, в которых они верили.

Тенденция мусульман не замечать сущностное единство триединого Бога и расценивать христианскую веру как троебожие приводит их к обвинению христианства в том, что его доктрина о триединстве имеет параллели в древних языческих религиях. Рассмотрим примеры, предлагаемые в мусульманской литературе по данному вопросу.

1. Египетские боги Осирис, Исида и Гор. В мусульманской литературе часто утверждается, что египтяне тоже верили в троицу — Осириса, Исиду и Гора, которые, по словам некоторых авторов, представляют собой «разновидность триединства богов» и являются египетским эквивалентом христианской Троицы. И опять же в дискуссиях с мусульманами важно подчеркнуть единство божественной сущности и основополагающий монотеизм христианской веры. Само слово «триединство» означает божественное единство, и только мусульмане могут знать, что они имеют в виду, когда говорят «триединство богов». Это выражение содержит в себе противоречие.

Мифологические боги Осирис, Исида и Гор составляли семью — отец, мать и сын, настолько далекую от христианского учения об Отце, Сыне и Святом Духе, насколько это вообще можно себе представить. Более того, это были всего лишь три бога из множества других египетских божеств.

Египтяне не верили во Всевышнего с триединой сущностью и природой. Они поклонялись многим богам и не считали, что Осирис, Исида и Гор были абсолютно едины. Как мы вскоре увидим, языческие триады ближе к ложному изложению христианской доктрины в Коране, чем к библейской доктрине.

2. Индусское тримурти: Брахма, Вишну и Шива. Индусы верят в тримурти — триаду, состоящую из Брахмы, Вишну и Шивы. Мусульмане часто заявляют, что у истоков христианской доктрины о Троице лежит и эта теория. Исторический анализ индусской теории показывает, что между ними нет даже отдаленной аналогии.

Индуизм предполагает существование множества богов, таких как Кришна, Рама, Сита, Ганеша, Хануман, Кали и др. Упанишада, Веда и другие древние индусские тексты не говорят, что Брахму, Вишну и Шиву объединяли какие-либо отношения. Веда признавала по крайне мере 33 разных божества, и это были 33 отдельных божества, часто противостоящие друг другу. Большинство из них были женаты на индусских богинях.

Концепция тримурти зафиксирована только на позднем санскрите и не может быть датирована ранее чем V веком н. э. Христианская доктрина о триединстве была полностью определена задолго до этого времени.