Религия как общественное явление

1. Определение религии. Люди всегда пыталась ответить на вопрос, что такое религия. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «терра инкогнита», область неизведанная и недоступная. Однако большинство исследователей считают, что научное определение религии, сколь бы сложным оно ни было, не является неразрешимой задачей.

Первые попытки определить понятие религии относятся к XVII в. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Гольбах) утверждали, что религия есть следствие обмана и невежества людей, ее исчезновение следует ожидать в результате просвещения людей. Такой просветительский подход является односторонним и наивным.

Немецкий философ И. Кант определял религию как явление трансцендентное, т.е. выходящее за границы опытного и теоретического изучения, явление основанное на вере в Бога, в существование души и в бессмертие души.

У Гегеля в «Лекциях по философии религии» содержится философское, предельно абстрактное определение религии. Гегель считает, что религия есть совокупность, состоящая из трех взаимосвязанных элементов:

- диалога духа человеческого с Абсолютным Духом, результатом чего являются религиозные представления (идеи);

- производимых от этих идей чувств и переживаний;

- культа как синтеза религиозных идей и религиозных чувств.

В целом, гегелевское определение религии правильно определяет структуру религии и в общей форме указывает на сущность религии.

Возникшее в XIX в. марксистское определение религиипредставляло ее как «превратное мировоззрение превратного мира», как «дух бездушных порядков» как «сердце бессердечною мира» и, наконец, как «опиум для народа». Религия рассматривалась как следствие несовершенства человеческого общества, социальной несправедливости и гнета, в силу чего она как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. В соответствии с этим утверждалось что с построением справедливого, коммунистического общества религия исчезнет сама собой.

Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев идр.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.

К сожалению, ни одно из приведенных определений религии не может быть принято как достаточное, как раскрывающее сущность религии.

Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.