Буддизм - Часть 1

Из курса философии известно, что одно из главных различий между западной и восточной философиями состоит в том, что восточная традиция не пыталась четко разграничить философию и религию. Это, разумеется, влечет за собой сложные проблемы. И одна из них – в размытости границ буддизма как религии.

Если буддизм рассматривать только как религию, то она покажется непохожей на наши представления о религии, сложившиеся в рамках западной культурной традиции. Прежде всего, буддизм, как религия, никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизованных социальных институтов и, тем не менее, сохранил до сего дня большую часть своих внешних форм, но главное – содержание, центром которого спустя и 25 веков остается человек, а отнюдь не Бог и не идея. Каждый из нас (в соответствии с буддистским учением) является творцом не только собственной судьбы, но и Вселенной, поскольку лишь совокупность наших дел, слов и мыслей вершит круговорот жизней индивида и мировой процесс. Для этого не надо приносить жертвы, а стоит лишь научиться жить, сообразуясь со здравым смыслом, т.е. находить во всем «золотую середину». Будда назвал свое открытие Срединным Путем, пролегающим между крайностями человеческого существования (например, между жаждой наслаждений и полным отказом от них).