Вероучительная догматика христианства

Вероучительная догматика христианства изложена в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (илиНикео-Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие – отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов – Апостольский – был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ считается наиболее авторитетным во многих христианских конфессиях, прежде всего протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео-Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском – 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры – Афанасьевский (названный так по имени жившего в конце III–IV вв. александрийского епископа св. Афанасия Великого, которому приписывалось авторство этого символа) – от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.

Необходимо отметить особую роль Вселенских соборов в исторической судьбе христианства. Собором в христианстве называют совет епископов, представляющих отдельные (поместные) церкви, созываемый для решения самых важных вопросов религиозной жизни. Собор, где присутствуют епископы всех существующих церквей, называется Вселенским. Такой же, где собраны представители только одной церкви, — поместным. На Вселенских соборах разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси.

На Вселенском соборе — Константинопольском (Цареградском) (381 г.) был составлен единый «Символ веры» — исповедание, включающее в себя все основные догматы христианства и состоящее из 12 членов. (Первые его пять членов были утверждены еще на Никейском соборе в 325г.) и в окончательном варианте «Символ веры» был назван Никео-Константинопольским (Цареградским). После разделения церквей общехристианские Вселенские соборы (в совокупности их было семь) не проводились, однако католическая церковь называет Вселенскими созываемые ею соборы.

Священной книгой христиан является Библия(Священное Писание),состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов.. КнигиВетхого Завета написаны на древнееврейском языке. Книги Нового Завета в основном были созданы уже на греческом языке.

Священные ветхозаветные книги (39 книг) разделяют на четыре группы. Вначале идёт Пятикнижие Моисея — пять законоположительных книг, связанных с именем Моисея, великого вождя и пророка иудейского народа. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Содержание этих книг составляет откровение, данное Моисею Богом. Вторая группа — книги исторические, в основном описывающие историю иудейского народа как народа богоизбранного. К их числу относятся книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон (Летописи), книги пророков Ездры и Неемии, а также Книга Есфири.

В следующую группу принято включать книги учительные, содержащие учение о благочестии (о жизни в соответствии с требованиями веры): Книга Иова, Псалтырь и Соломоновы книги (Притчи, Книга Екклесиаста, или Проповедника, и Книга Песни Песней Соломона). Последнюю группу составляют книги пророческие: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и еще 12 «малых» пророков. Самая древняя часть Ветхого завета датируется XII в. до н.э. Наиболее полное собрание библейских книг – мосоретское, созданное учеными-раввинами в X в. (масоретский текст – текст, переданный по традиции, масореты – хранители традиции). Большая часть Ветхого завета написана на древнееврейском языке.

Книги Нового Завета были написаны в середине I — начале II в. н.э. учениками Иисуса Христа – апостолами – после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, 21 соборное Послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе Послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 Посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).