рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отношения со светской властью

Отношения со светской властью - раздел Религия, Ответы на билеты по религиоведению Нынче Только В Греции И На Кипре Православие Является Государственной Религие...

Нынче только в Греции и на Кипре православие является государственной религией. Во всех других странах Православная Церковь от государства отделена.

Отношение Папы Римского со светскими властями государств, где католицизм является господствующей религией, регулируются конкордатами – договорами между папой и правительством страны.

Когда-то человеческие интриги и ошибки разъединили христиан. Отличие в вероучении, безусловно, является препятствием к единению в вере, но не должно являться поводом ко вражде и взаимной ненависти. Не для этого когда-то на землю пришел Христос.

18. Роль католической церкви в средневековой Европе. Схоластика. Инквизиция.

В жизни народов средневековой Европы церквей и религия играли очень важную роль. Они контролировали жизнь человека от рождения до смерти. При этом под их контролем находились не только низшие слои общества, а феодальная знать. В средневековой церкви существовало немало противоречий - она сделала много полезного для общества, но не меньше и вредного. Так, церковь много помогала бедным, больным, прилагала усилия для примирения общества, занималась культурой, исповедовала тех, кто нарушил закон, но при этом не заботилась о социальной справедливости в обществе: для своей выгоды организовывала войны и грабительские походы, преследовала еретиков, способствовала расколу христианства на православие и католицизм.

Христианство появилось еще в римское время, однако мировой религией оно стало уже в средние века, когда оформилась и окрепла его организация - церковь. На заре средневековья уже существовала церковная иерархия - разделение духовенства на ранги. На территории Западной Римской империи главой церкви был Папа, а на территории Восточной - патриарх. Обе должности были выборными. Другие должности делились на высшие и низшие ранги. До высшего ранга относились кардиналы, епископы и другие князья, получавшие духовную власть от папы. Низший ранг - те, кому духовную власть оказывал епископ. Церковь с помощью государства быстро обогатилась и стала очень влиятельной в обществе. Духовенство совершенствовало христианское учение, устанавливало, как надо совершать богослужения и т.д..


Христианизация - обращение Римской империи в христианство. Этот процесс начали в IV в. императоры Константин I и Феодосий И. Постепенно христианами становились варварские племена на территории империи. В V в. принял крещение король франков Хлодвиг, а потом христианами стали вестготы, племена Пиренейского полуострова, лангобарды, отдельные племена англов и саксов, народы Северной Европы, полабских славян, пруссы, литовцы.

Нередко новокрещенные снова возвращались к язычеству. Их крестили вторично, а то и третий. Но насилие порождало противодействие. Содействие обращению европейского населения к христианской вере встреча 1000-го года, когда все ожидали конца света и второго пришествия Христа.

Воспользовавшись отсутствием в Италии сильной власти в V-VI вв. усилилось папство: папы стали не только духовными, но и светскими властителями Римской епархии. Очень много для усиления папства сделал Григорий I Великий. Он смог уговорить лангобардов не нападать на Рим, чем снискал себе на Западе большим авторитетом. Папская мощь особенно возросла за Каролингов: предоставление императорского титула Карлу Великому доказало христианском миру, что власть монарха становится законной только после папского благословения. В 756 г. в Италии образовалась Папское государство, просуществовавшее до 1870 г.

В 1054 г. христианская церковь раскололась на две части. Этот раскол называется схизмой. К расколу привело противостояние между Папой Римским и Константинопольским патриархом по воздействию на верующих и распределения доходов, господства над христианской церковью.

Западное христианство с центром в Ватикане считал, что Дух Святой исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, имело определенные особенности в церковной обрядности. Главой церкви был Папа Римский, который избирался кардиналами пожизненно. Восточное христианство с центром в Константинополе считало, что Дух Святой исходит от Бога-Отца, имело определенные особенности в церковной обрядности. Управление церковью сосредоточивалось в руках четырех патриархов: Вселенского Константинопольского (Византия, Турция), Александрийского (Египет), Антиохийского (Сирия) и Иерусалимского (Палестина). Западную церковь с тех пор стали называть католической, а восточную - православной.

 

На Востоке и Западе сложилось различное понимание и самой сути христианского вероучения. В православии обращалось внимание в большей степени на религиозно-мистические способы постижения Бога, ибо считалось, что понимание Божественных истин недоступно разуму. В католичестве же довольно рано возникает убеждение в том, что истинное познание Бога невозможно без помощи разума, а, следовательно, без помощи науки. Поэтому, на основе трудов отцов церкви, в течение VI–XIII вв. в римско-католической церкви происходит рационализация христианского вероучения, когда догматы веры обосновываются с помощью науки, и, прежде всего, с помощью философии. Так возникла «схоластика».

Слово «схоластика» происходит от греческого «sholia» — школа. Поэтому иногда схоластику именуют "школьной философией". Схоластика — это основное религиозно-философское направление в католической церкви в IX–XV вв.

Цель возникновения схоластики — упорядочить и сделать доступной христианскую догматику, ибо широкое распространение христианства потребовало, с одной стороны, довольно большого числа священников, а с другой стороны, максимального упрощения догматики для ее более легкого восприятия обычными верующими. Христианское вероучение начинает преподаваться в западноевропейских учебных заведениях, а с появлением университетов (XIII в.), богословские факультеты в них считаются главными.

Основным средством упорядочения христианской догматики была признана философия. Теологи на Западе считали, что, во-первых, с помощью разума, науки легче проникнуть в истины веры, во-вторых, используя философские аргументы, можно исключить критику святых, христианских истин, и, наконец, в-третьих, при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму, т. е. создать законченную, полностью доказательную систему христианского вероучения.

 

Инквизиция – это трибунал католической церкви, который в средние века осуществлял сыскные, судебные и карательные функции.

Она была создана в городе Тулузе в 1229 году, а в 1233 году специальной буллой (постановление) папы Григория IX инквизиция и ее решения были превращены в обязательные для исполнения всеми католическими институциями, всеми католиками.

 

Первоначально инквизиция была основной задачей монахов-доминиканцев. Однако с течением времени это прибыльное для католической церкви дело перестало быть прерогативой одного ордена. Постепенно в сферу деятельности вошли такие страны как Германия, Испания и Португалия.

Однако, если во Франции, инквизиция занималась в основном борьбой с еретиками-вальденсами и альбигойцами, то в Испании ее основными жертвами были богатые евреи – марраны и мориски – крещеные мавры. По этой причине еретиков, ведьм и колдунов в Испании преследовали слабее, чем в других странах средневековой Западной Европы.

Инквизиция всегда придерживалась основной цели своей деятельности, которая всегда являлась не столько защитой интересов веры, сколько извлечение доходов в пользу католической церкви. Инквизиция в основной своей задаче заключала получение прибыли, материального богатства. Подобный так называемый бизнес имел свои минусы. Как только в том или ином городе богатые еретики оказывались истребленными, инквизиция не приносила доходов и ее деятельность шла на убыль.

В некотором роде инквизиция – это легальный, узаконенный рэкет 90-х готов прошлого века. Почему рэкет? Потому что она имела отрицательное значение, т.к. мешала развитию торговых и культурных отношений, а также развитию науки и просвещения. Почему легальный? Потому что в средние века католическая церковь имела сильную власть, влияя на политические и экономические решения. Инквизиция работала как современная агентурная сеть. Люди боялись вступать в сомнительные контакты, часто меняли место жительства, спасаясь от преследований.

Инквизиция – это хорошо налаженный политический инструмент влияния на общественность католической церкви в средние века, основанный на страхе, человеческой боязни смерти. В процедурах наказаниях инквизиция использовала зверские, немыслимые методы и инструменты, направленные на создание атмосферы всеобщего страха.

Нестабильность уклада общественной жизни в постоянном чувстве страха, а также ограниченность получения выгоды, которая со временем стало иссякать, стало основной причиной, по которой инквизиция, ее активность стала угасать в таких странах Западной Европы, как Германия, Франция, Голландия. Постепенно инквизиция, ее деятельность прекратилась совсем. Однако еще не так давно можно было встретить человека, родившегося в прошлом веке и видевшего сожжения колдунов и ведьм, которое осуществляла инквизиция.

Формально инквизиция была распущена решением папы римской католической церкви только в 1965 году.

 

19. Средневековые ереси в Европе (катары, вальденсы, альбигойцы, богомилы).

Термин «альбигойцы», употреблявшийся до современной эпохи, в конце концов был заменён термином «катары» во второй половине ХХ столетия

Катары (от гр. чистый) - приверженцы одной из крупнейших средневековых ересей, распространившихся в XI-XIV вв. в Северной Италии и Франции. Они полагали, что земной мир. Католическая Церковь, светская власть созданы сатаной, и объявили папу римского наместником дьявола. Отрицали католические догматы и таинства, отвергали собственность, требовали ликвидации церковных богатств. В повседневной жизни проповедовали одоление плотских желаний и страстей, безбрачие, запрещали, животную пищу и допускали самоубийство. Создали особую церковную организацию.

Жизнь даже обыкновенных последователей катаризма можно характеризовать как аскетическое подвижничество. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Брак, узаконивающий плотские наслаждения, в принципе отвергался совершенно. Катары отвергали иконы и необходимость храмов. Богослужение состояло исключительно в чтении евангелия (на народном языке) и в проповеди: из молитв узаконенной считалась только «Отче наш».

Догматика катаров восходила к манихейству и была проникнута дуализмом (Бог — творец невидимого, духовного и единственно истинного мира; земной же, материальный мир создан Сатаной), отражавшим острое чувство несправедливости существующего

миропорядка, которое охватило в ту пору широкие массы феодального общества. Катары делились на верующих (масса) и «совершенных» (духовенство).

Новую эпоху в истории катаров открывает собой 1209 год — начало крестового похода в южную Францию. За эпохой собственно Альбигойских войн (1209—1229), последовал третий, последний и наиболее продолжительный период в истории катаров (1229—1400), когда ересь перестала быть целостною, энергетическою оппозицией против римской церкви и сделалась предлогом для осуществления политических стремлений французского правительства к объединению Франции, а с целью искоренения последних представителей ереси прибегли к инквизиции. Всего долее катары просуществовали в Боснии.

 

Вальденсы (позднелат. Valdenses) — последователи средневекового еретического (сектантского) движения, возникшего в 12 веке среди крепостных крестьян и ремесленников Франции и распространившегося позднее в Северной Италии, Германии, Чехии, Испании. Его основатель — купец Пьер Вальд. По своему характеру движение вальденсов — форма социально-политического протеста крестьян против феодализма. Вальденсы отрицали право католической церкви иметь собственность, собирать десятину; они выступали против претензии папы римского быть наместником апостола Петра, отрицали сословие духовенства, католические таинства, поклонение иконам и почитание креста, догмат о чистилище и т. д., призывали к восстановлению принципов первоначального христва с его требованием равенства всех членов религиозных общин. Многие идеи вальденсов были реализованы в эпоху Реформации. Католическая церковь и феодалы жестоко преследовали вальденсов. Их учение было осуждено на IV Латеранском вселенском соборе (1215). Папа Сикст IV в 15 веке предпринял против них крестовый поход. В 1545 году французские войска учинили расправу над вальденсами. Преследования вальденсов продолжались и в более поздние времена. Несмотря на это, последователи вальденсов сохранились в ряде областей Франции, Швейцарии и Италии и в 20 веке.

 

Термин «альбигойцы», употреблявшийся до современной эпохи, в конце концов был заменён термином «катары» во второй половине ХХ столетия

 

Альбигойцы (франц. Albigeois), участники широкого еретического движения в Южной Франции 12—13 вв., приверженцы учений катаров и вальденсов. Происхождение названия А. спорно. Обычно его связывают с г. Альби (лат. Albiga), возможно являвшимся первоначальным центром движения (некоторые современные историки выводят название А. из искажённого названия албанцев — Albanenses, т. к. учение катаров распространилось с Балканского полуострова). А. считали земной мир, включая католическую церковь, творением сатаны, отрицали основные догматы церкви, требовали ликвидации церковного землевладения и церковной десятины. Основную массу А. составляли горожане (главным образом ремесленники), частично крестьяне; к А. примкнула часть местных феодалов (особенно мелких), притязавших на церковные богатства. Известное покровительство А. оказывал тулузский граф. По инициативе папства против А. были предприняты крестовые походы (Альбигойские войны). А. были осуждены 12-м Вселенским (4-м Латеранским) собором (1215). В крупных городах Юга была учрежденаинквизиция, началось кровавое искоренение ереси А., сопровождавшееся широкой конфискацией их имуществ в пользу католической церкви и королевской власти. В 14 в. ересь А. исчезает.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на билеты по религиоведению

Иудеохристианством называется набор верований и этики развиваемых из иудаизма и христианства совокупное наименование для различных... Христианский взгляд... В среде христиан распространено мнение что христианство заменило собой иудаизм поэтому иудеохристианство является...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отношения со светской властью

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ответы на билеты по религиоведению.
Билет 1.Эволюционный подход к истории религии. В свое время в истории религии достаточно распространенным был эволюционный подход, который воцарился под влиянием трудов Ч.

Условия формирования христианства и его идейные истоки
История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду с буддизмоми исламом, это одна из трех мировых религий. Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех ег

Источники возникновения христианства
Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая

Этапы становления христианства как государственной религии
История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к

Стадия актуальной эсхатологии
На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой

Стадия приспособления
На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется

Стадия борьбы за господство в империи
На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории из

Христианизация языческих племен
К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенамготов. Готы приняли христиан

Неоднозначность термина
Иудеохристианством именуют: · Религиозное мировоззрение первоапостольской общины. · Современные или исторические религиозные движения, ратующие за реформирование верований и практ

Иудейский взгляд
Иудаизм не принимает любые попытки христианского прозелитизма в своих рядах, в том числе и от тех, кто частично принимает некоторые из обрядов и понятий иудаизма. По своей сути иудеохристиане всё р

Организация Церкви
Православие сохраняет территориальное разделение на независимые поместные церкви. Нынче их пятнадцать, девять из которых являются патриархатами. В области канонических вопросов и обрядов у поместны

Богослужение
Главное богослужение у православных – Божественная Литургия, у католиков – Месса (современное название католической литургии). Православные Русской Церкви во время служб стоят в знак особо

Богомилы
Ересь богомилов возникла в десятом столетии среди болгарского населения и скоро распространилась по всему балканскому региону. Ее сторонники назывались богомилами по имени основателя, священника Бо

МАНИХЕЙСТВО
религ.-филос. учение, возникшее в 3 в. на Бл. Востоке и распространившееся в 3—11 вв. от Сев. Африки до Китая. В поздней Рим. империи и Византии подвергалось ожесточённым гонениям со стороны госуда

ГНОСТИЦИЗМ
На самом деле христианского гностицизма не существует, так как истинное христианство и гностицизм являются взаимоисключающими системами верований. Принципы гностицизма противоречат тому, что значит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги