Суннизм и шиизм

СУННИЗМ

(Sunnism) Одно из двух основных направлений ислама. Сунниты, как и шииты (Shiism) признают истинность содержащегося в Коране пророческого откровения и считают, что именно они придерживаются сунны (sunna) и традиции пророка Мухаммеда, изложенной в хадисах (hаdiths – изречения и деяния Мухаммеда). У шиитов есть свои собственные сунны и хадисы Мухаммеда. Суннизм и шиизм раннего периода расходились по вопросу о преемственности и способе выбора носителя власти – имама-халифа. Сунниты признают законными первых четырех халифов (преемников Мухаммеда). Что касается преемственности власти в Иmma (мусульманской общине), – тема, наложившая большой отпечаток на более позднюю теологию, – первоначально сунниты признавали имамом любого человека из рода Мухаммеда, единогласно одобренного общиной или ее представителями. Впоследствии они стали признавать главой общины любого человека, кто бы он ни был и каким путем ни становился имамом. Исконные верования мусульман основаны на Коране и суннах пророка Мухаммеда и главным образом относятся к Богу, Мухаммеду и умма. К XIII в. было достигнуто согласие относительно этих верований. Помимо этих коренных верований суннизм содержит самые разные толкования и точки зрения. Рассуждая об этом, следует помнить, что ислам строго монотеистичен. Коран ясно говорит о Боге и Его единстве. О том, что касается отношений между Богом и человеком, в Коране сказано неопределенно. При исследовании единства Бога и Его отношений с человеком в центре внимания суннитов находятся имманентность и трансцендентальность Бога. Одной из попыток прояснить это стала суфистская (мистическая) традиция, выражающая страстное стремление человека к общению с Богом и к любви к Нему. Иной ответ на этот (и менее важные вопросы, не освещенные в Коране) находят в хадисах – основном источнике детальной разработки тех вопросов, о которых в Коране умалчивается, либо говорится слишком туманно. В результате сунна Мухаммеда стала источником права. Этот ответ, суть которого – строгая приверженность закону, возник в результате поиска истины или просвещения на основе священных источников, что породило разнообразие религиозно-правовых школ. В итоге их число сократилось до четырех, и все они в равной мере признаются суннитами. Эти школы разработали мусульманское право – шариат (Shari'a – прямой путь) и дали его толкование. Школа ханафитского права придерживается мотивировок логического заключения и суждения по аналогии, разрешает использовать обычное и светское право, что делает ее более гибкой и соответствующей мирским потребностям (ханафитское право официально признавали османский и могольский султаны, а также многие другие мусульманские государства). Школа права Малики отвергает умозрительное толкование Корана, допускает, хотя и в более ограниченных пределах, нежели ханафиты, применение логики и суждение по аналогии; распространена главным образом в Африке. Школа права Шафи'и использует методологию усуль аль-фикх (usul al-fiqh – "корни юриспруденции"), позволяющую спокойно применять иджтихад (ijtihad) – способность и право выносить собственные решения по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и сунны. Оно также допускает суждения по аналогии, основанные на методологии фикха; распространено на арабском побережье Африки, в Южной Индии и Индонезии. Школа права Ханбали отличается строгим соблюдением терминологии Корана и хадисов, ограниченным применением иджтихада и рассуждения по аналогии; преобладает в Саудовской Аравии. Таким образом, в суннизме существует несколько толкований, образующих его ядро, от которого отходит ряд разнообразных, противоречащих друг другу ответов и институтов, указывающих не только на неоднородность религии, но и на ее гибкость и терпимость