Вероучение христианства

Поскольку современное христианство не представляет собой чего-то единого, а распадается вероучение на множество направлении, то целесообразно кратко изложить то общее в вероучении, что присуще всем или почти всем последователям этой религии, с тем чтобы в дальнейшем лишь отмечать те специфические особенности, которые присущи вероучению того или другого направления христианства.

 

Первым и важнейшим догматом христианства является догмат о существовании единого личного бога. Бог, согласно христианскому учению, — это дух; он нематериален, бесплотен; он присутствует везде, наполняет собой всю вселенную. Бог вечен: он существовал и будет существовать всегда. Он ни от кого и ни от чего не зависит, а сам является причиной всего сущего.

 

Будучи «единым по существу», бог имеет три лица, или три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Таким образом, христианский бог — это божественная троица. Каждое лицо святой троицы характеризуется только ему присущими чертами и играет свою определенную роль в жизни мира. Бог-отец не рождается и не исходит ни от кого. Он является творцом мира. Бог-сын рождается от отца, но это рождение не есть какой-то единовременный акт, подобный рождению человека, а оно происходит постоянно и непрерывно, подобно тому как ум рождает слово или солнце испускает свои лучи (богословские сравнения). Бог-дух святой тоже непрерывно и постоянно исходит от бога-отца (по католическому учению — и от сына). Его функция — ожи-вотворение всего живого, особенно человека, порождение в людях духовной жизни, святости, религиозности.

 

Вторым важнейшим догматом христианства является догмат о сотворении мира. Согласно этому догмату, мир существует не вечно, он создан богом. Сперва существовал только один бог. Затем он создал мир духов, ангелов, во главе которых стоял верховный ангел — Денница. Этот верховный ангел возгордился и возомнил себя равным богу. За это бог на него разгневался и повелел Михаилу-архангелу низринуть его в преисподнюю. У Денницы нашлось значительное количество последователей среди ангелов. Вместе с ними он составил темное царство злых духов. Сам Денница превратился в дьявола — Веельзевула, а его последователи — в бесов, чертей. Местом их пребывания является ад. Те же духи, которые остались верными богу, составляют мир светлых духов, или ангелов. Во главе их стоит Михаил-архангел. Кроме него, имеются и другие архангелы. Все остальные светлые духи разделяются на несколько разрядов: херувимы, серафимы, ангелы и др. Ангелы заняты главным образом тем, что непрестанно славословят бога. Время от времени они выполняют также различные поручения господа бога. Каждому человеку дается свой персональный ангел-хранитель, функцией которого является наблюдение за поведением данного человека и опека над ним.

 

После сотворения духовного мира бог создал материальный мир. Сотворение материального мира длилось шесть дней. В первый день бог создал свет. Во второй — твердь, или видимое небо. В третий день разделил на Земле воду и сушу и создал растения. В четвертый день бог создал «два светила великие» — Солнце и Луну, а также «мелкие светила» — звезды. В пятый день были сотворены рыбы и птицы. В шестой день бог создал животных и человека. В седьмой день бог, утомившись от сотворения мира, «почил от всех дел своих».

 

Сотворение человека якобы происходило следующим образом. Бог взял горсть земли и вылепил из нее фигуру человека. Затем вдунул в эту фигуру душу, и человек ожил. Бог назвал человека Адамом. Вскоре бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял у него ребро и создал из пего женщину — Еву. Адама и Еву бог поселил в раю — прекрасном саду, который был расположен между реками Тигром и Евфратом.

 

Третьим догматом христианства является догмат о грехопадении первых людей. Согласно этому догмату, бог запретил Адаму и Еве есть от плодов с древа «познания добра и зла», которое стояло посреди рая. Однажды Еве явился дьявол в образе змия и уговорил ее съесть плод с запретного дерева. Ева съела плод и уговорила Адама съесть. Бог разгневался на них за нарушение его воли, проклял их и выгнал из рая. Бог разгневался не только на Адама и Еву, но и на все их потомство — человечество, которое рождается с наклонностью ко греху и грешит непрестанно. Грехом считается всякое нарушение божественной воли, предписаний бога и религии.

 

Четвертый догмат — это догмат искупления. С догматом искупления тесно связан догмат боговоплощения, а также ряд других догматов христианства. Согласно догмату боговоплощения, сын божий сошел с неба на землю, родился от земной женщины Марии («богородицы»), стал человеком, не переставая быть богом. Христос — это вочеловечившийся, материализовавшийся на время бог. Христос был распят, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, где пребывает сейчас и будет пребывать вечно, восседая па престоле по правую сторону бога-отца.

 

Содержание следующего догмата составляет учение о конце мира и страшном суде. Когда богу будет угодно, сын божий опять придет на землю в сопровождении ангелов, чтобы судить всех людей. К тому времени чудесным образом воскреснут все люди, когда-либо жившие на земле, и вместе с живыми предстанут перед сыном божиим. Произойдет страшный суд, во время которого Христос взвесит все добрые и злые дела каждого человека и в зависимости от преобладания тех или других, а также от принадлежности человека к христианству решит судьбу каждого, будет ли он блаженствовать в раю нли вечно мучиться в аду. После страшного суда материальный мир исчезнет, прекратит свое существование.

 

Важным догматом христианства является догмат о промысле божием. По учению церкви, бог не только создал мир, но и управляет им. Ничто в мире не совершается без воли и ведома бога. Бог управляет жизнью природы, всеми явлениями и процессами, происходящими в ней. Вся история человечества представляет собой реализацию божественного плана. Судьба каждого человека полностью находится в руках бога, без ведома которого даже волос не падет с головы.

 

Следующий догмат — это догмат о душе и ее бессмертии. Церковь утверждает, что у каждого человека, кроме тела, есть душа— особая нематериальная субстанция, которая дана ему богом. Душа является «образом и подобием» бога в человеке. Обладание душой отличает человека от всех других живых существ. Душа не зависит от тела и может жить своей, самостоятельной жизнью. Смерть человека — это момент разлучения души с телом. Смерть наступает тогда, когда это угодно богу. После смерти душа в течение трех дней находится возле тела. На третий день она возносится на поклонение богу (поэтому принято хоронить покойника на третий день после смерти). Бог в сопровождении ангела-хранителя посылает душу осмотреть рай. После окончания осмотра, на девятый день по смерти, душа вновь возносится на поклонение богу, который направляет ее осмотреть ад (отсюда обычай на девятый день служить панихиду по умершему). На сороковой день душа возносится на последнее поклонение богу (поэтому на сороковой день опять служат панихиду и «поминают» умершего), и бог решает, где душа должна находиться до страшного суда — в раю или в аду. Это решение бога зависит от соотношения добрых и злых дел человека. Но оно не является окончательным. До страшного суда душе еще можно помочь. Если усердно молиться за умершего и вносить обильные денежные пожертвования в пользу церкви, то бог на страшном суде учтет это и может избавить от адских мучений даже великого грешника.

 

Важнейшим христианским догматом является догмат о церкви. Христос якобы основал церковь и является ее главой. Церковь состоит из духовенства и верующих. Духовенство — это специально избранные богом люди, которые являются посредниками между богом и остальными людьми. Духовные лица обладают особыми полномочиями, данными им богом. Без посредничества духовенства верующие не могут спастись и попасть в ран. «Кому церковь не мать, тому бог не отец!» — проповедуют богословы.

 

Церковь спасает людей через руководство их жизнью и поведением, через молитвы, богослужения и таинства. Таинствами называются важнейшие христианские обряды. Их семь: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение, брак, священство и елеосвящение (соборование). Крещение — это таинство, при совершении которого человеку прощается первородный грех Адама и Евы и его личные грехи, совершенные им до крещения; после крещения человек становится членом церкви. В миропомазании человеку якобы сообщаются «дары святого духа» Во время исповеди кающемуся прощаются все те грехи, которые сделаны им после крещения и о которых он рассказывает священнику. Во время причащения человек будто бы съедает «тело и кровь Христа» и тем самым приобщается к свойствам бога, особенно к его святости. В церковном браке жених и невеста получают благословение на супружескую жизнь. В таинстве священства посвящаемые в сап дьякона, священника или епископа будто бы получают от бога особые полномочия, дающие им право и возможность «пасти» верующих. Наконец, в елеосвящении человеку прощаются его грехи и он может рассчитывать на исцеление от телесных болезней (обычно это таинство совершается над тяжело больным, умирающим человеком).

 

Кроме перечисленных важнейших христианских догматов, имеются и другие догматы, связанные с первыми и вытекающие из них. Все догматы образуют систему христианского вероучения, систему религиозных представлений христиан. Каждый христианин обязан слепо верить во все догматы, не имеет права сомневаться в их «истинности», по-своему понимать и толковать их. Право создавать новые догматы и интерпретировать уже имеющиеся принадлежит исключительно духовенству.

_______________________________________________________________________________________________

20 Православие, католичество, протестантизм: