Их сравнительный анализ

Еще в V в. от только что сформированной Христианской Церкви

стали отделяться разные национальные церкви, число которых со

временем превысило полтора десятка. В то же время в восточной час-

ти Римской империи – Византии – сложилась самостоятельная цер-

ковная организация, которая в 1054 г. разорвала и без того не слиш-

ком крепкие связи с западной христианской церковью. Произошло

это событие путем наложения взаимных анафем (отлучение от церк-

ви) со стороны Папы Римского и константинопольского патриарха,

формально снятых только в 1965 г. Это событие получило название

Великого Раскола (Схизмы). Так возникли два основных течения в

христианстве – католицизм и православие.

Догматические расхождения между православными и католика-

ми: православные признают догматы, принятые на первых Семи Все-

ленских Соборах. Католики принимают новые догматы.

Догмат о «филиокве» – об источнике исхождения Святого Духа.

Западные христиане считают, что Святой Дух исходит и от Бога Отца

и от Бога Сына, а православные убеждены, что он исходит только от

Бога Отца.

Учение о чистилище. В соответствии с православным вероуче-

нием о загробной жизни души людей в зависимости от того, как они

прожили свою земную жизнь, обязательно попадают в рай или ад. Ка-

толическая Церковь отстаивает представление о чистилище как про-

межуточном месте между раем и адом, где находятся не отягченные

смертным грехом души грешников.

Учение о «сверхдолжных заслугах», т.е. делах, не необходимых

для спасения самих совершителей, потому что они совершены сверх

религиозного долга. Эти сверхдолжные дела не проходят бесследно, а

пополняют церковную сокровищницу заслуг. Католическая церковь

считает, что за счет деятельности святых и праведников у нее нако-

пился запас добрых дел. Как мистическое тело Христа, его Наместник

на земле – церковь – призвана распоряжаться этой сокровищницей по

своему усмотрению и распределять среди тех, кому это особенно не-

обходимо.

Теория и практика индульгенций. В развитие учения о «сверх-

должных делах» католическая церковь считала возможным выдавать

особые папские грамоты – индульгенции – об отпущении грехов их

владельцам.

Возвышенное почитание Богородицы.

Учение о верховенстве Папы Римского над всеми христианами

и его непогрешимости.

Кроме догматических существуют и канонические отличия ка-

толиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны

христианства.

В отношении католического духовенства существует принцип

целибата – обязательного безбрачия.

Для католиков таинство брака считается незыблемым, право-

славные допускают развод.

Таинство крещения в католицизме осуществляется над детьми

чаще всего через троекратное окропление, в православии это таинство

осуществляется посредством обливания или троекратного погруже-

ния в водную купель.

Таинство миропомазания в православии осуществляется сразу

после крещения, в католичестве – над детьми в возрасте 8 – 12 лет.

Для таинства евхаристии (причастия) в православии использует-

ся квасное тесто в виде просфоры, в католицизме печется из пресного

теста облатка в форме плоской круглой лепешки. В православии при-

чащаются хлебом и вином и миряне и духовенство, в католицизме

миряне причащаются только хлебом.

В результате Реформации в христианской церкви появляется но-

вое направление – протестантизм.

Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и на-

стаивают на личном отношении человека и Бога.

Вводят учение о всеобщем священстве.

Протестантизм отвергает авторитет церкви и вместе с ним авто-

ритет всех церковных постановлений, чтобы утвердить абсолютный

авторитет Священного Писания, Библии.

Главный догмат – догмат об оправдании одной лишь верой в ис-

купительную жертву Иисуса Христа.

Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и

причащение.

_______________________________________________________________________________________________