Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям:1. Абсолютность монархии Отца. «Было время, когда Сына не было», – утверждал Арий. 2. Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын, таким образом, есть высшее творение, орудие (organon «органон») для создания мира. 3. Святый Дух есть высшее творение Сына и, следовательно, по отношению к Отцу Святый Дух является как бы «внуком». Так же, как у Оригена здесь имеет место субординатизм, но существенная разница в том, что Арий отделяет Сына и Духа от Отца, признавая их тварями, чего Ориген, несмотря на свой иерархический принцип, не делал.Святитель Афанасий ставил вопрос перед арианами: «для чего, нужен Сын посредник?» Ариане отвечали: «тварь не могла принять на себя ничем не умеряемой длани Отчей и Отчей силы Зиждительной». Если рассуждать логически, для создания Сына посредника потребовался бы свой посредник, а для создания посредника – свой …до бесконечности.
Основным деянием 1-го Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «omousios» – «единосущный». Хотя в Священном Писании слово «единосущный» не встречается, сама мысль о единосущии Божественных Лиц выражена там достаточно ясно: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30). «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14, 10). «Видевший Меня видел Отца» (Ин. М, 9). Одним из серьезных направлений среди богословских партий IV века было так называемое омиусианство. Омиусианское учение было выражено на Анкирском Соборе 358 года. Омиусиане отвергали термин «единосущный» как выражение модализма, поскольку с их точки зрения термин «омоусиос» делал излишний акцент на единстве Божества и, таким образом, вел к слиянию Лиц. Они выдвигали в противовес свой термин: «подобие по сущности», или «подобносущее». Назначение этого термина – подчеркнуть отличие Отца и Сына.