рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия - раздел Религия, Предм...

Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия.

1. Ин. 1, 18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». 2. Гал. 4, 9: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получив познание от Бога»… … 3. 1 Кор. 13, 12: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно»…

Понятие догмата. Этимология, определение, свойства. Причины появления догматов и их назначение. Богословский термин, догматическая формула, богословское мнение.

Термин «Догмат» имеет дохристианскую историю. Им выражались философские аксиомы, т.е. утверждения, постулаты, не требовавшие доказательств. Естественно, в разных школах были свои догматы. В Новом завете мы находим два смысла употребления слова «Догмат». Первое – это некое постановление, в т. ч. Лк 2:1 – «догмой» назван указ Октавиана Августа о проведении переписи, а в книге Деяний – постановления первого Иерусалимского апостольского собора (Деян. 16:4). Второе – употребление апостолом Павлом в Кол. 2:14 и Эф. 2:15 «догмата» как христианского учения во всей полноте. Именно такое понятие догмата и было характерно для ранней церкви 2 - 4 веков. В этом смысле термин употребляется Оригеном, Климентом Александрийским, Иустином Философом, Игнатием Антиохийским. Изменяется смысл в середине 4 века, когда св. отцы делят христианские истины на вероучительные и нравоучительные. «Догмат» становится истинами вероучительными (Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст). В дальнейшем под догматами стали понимать только те вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских соборах.

Свойства догмата.

1. Теологичность (вероучительность). Это свойство догматов по содержанию.Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу.Именно этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательные способности человеческого разума, поэтому дать им твердую опору, и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.

2. Бо­го­от­кро­вен­ность – есть свой­ст­во дог­ма­тов по спо­со­бу их по­лу­че­ния, т.е. дог­мат не есть плод дея­тель­но­сти ес­те­ст­вен­но­го че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, а ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния. Лю­бые на­уч­ные и фи­ло­соф­ские ис­ти­ны в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни яв­ля­ют­ся от­но­си­тель­ны­ми и по ме­ре раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го зна­ния мо­гут ли­бо от­вер­гать­ся, ли­бо из­ме­нять­ся. Дог­ма­ты, как ос­но­ван­ные на Бо­же­ст­вен­ном От­кро­ве­нии, аб­со­лют­ны и не­из­мен­ны. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа»(Гал. 1: 11-12). Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами. Так, мнение, высказанное каким-нибудь даже очень уважаемым отцом церкви, само по себе не может быть возведено на степень догмата веры.

3. Цер­ков­ность – есть свой­ст­во дог­ма­тов по спо­со­бу их су­ще­ст­во­ва­ния. Оно оз­на­ча­ет, что толь­ко Все­лен­ская Цер­ковь на сво­их Со­бо­рах мо­жет при­знать за той или иной хри­сти­ан­ской ис­ти­ной ве­ры дог­ма­ти­че­ский ав­то­ри­тет и зна­че­ние. По­это­му апо­стол Па­вел на­зы­ва­ет Цер­ковь «стол­пом и ут­вер­жде­ни­ем ис­ти­ны». Толь­ко Цер­ковь, как хра­ни­тель­ни­ца Пре­да­ния, спо­соб­на к пра­виль­но­му ис­тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и ус­та­нав­ли­вать за той или иной ис­ти­ной От­кро­ве­ния зна­че­ние не­из­мен­но­го пра­ви­ла ве­ры.

4. За­ко­но­обя­за­тель­ность– это свой­ст­во ха­рак­те­ри­зу­ет от­но­ше­ние хри­стиа­ни­на к дог­ма­там и их со­дер­жа­нию. Фор­маль­ная за­ко­но­обя­за­тель­ность дог­ма­тов про­яв­ля­ет­ся в том, что при­зна­ние ис­тин­но­сти дог­ма­тов – это обя­за­тель­ность всех чле­нов Церк­ви. Но она обу­слов­ле­на их со­те­рио­ло­ги­че­скойза­ко­но­обя­за­тель­но­стью, т.е. дог­ма­ты име­ют не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к че­ло­ве­че­ско­му спа­се­нию, это фун­да­мент.на ко­то­ром стро­ит­ся ду­хов­ная жизнь хри­стиа­ни­на.

Догматы появляются по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от еретических искажений. Само значение слова, которым в эпоху Вселенских Соборов обозначали соборные вероопределения, греческое слово «Орос» (όρος) и соответствующее ему латинское «терминус» (terminus), буквально означают «граница», т. е. догматы — это те границы и пределы, которые устанавливает Церковь для человеческого разума, чтобы он, выйдя за эти границы, не уклонился от правильного богопочитания, пределы, которые отделяют истину от еретических искажений и показывают человеческому уму как он должен мыслить о Боге. Назначение: «Оросы» Вселенских Соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навек закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная в ее неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы» (А. Карташев); «Богословские системы… можно рассматривать в их самом непосредственном отношении с жизненной целью, достижению которой они должны… способствовать, иначе говоря, способствовать соединению с Богом» (В. Лосский).

Богословский термин –искусственно созданное понятие с совершенно точным содержанием, который позволяет четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.

Богословское мнение –это суждение по вопросам веры, которое может быть высказано или какие-то церковным органом, например собором, или каким-то отдельным богословом или группой богословов, т.е. суждение по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.

Догматическая формула –это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, так сказать языковая плоть, в которую облекается истина.

Цель, задачи и методология догматического богословия как науки. Понятие догматиче­ской системы.

Догматическая система –это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое целое.

Понятие о Священном Предании. Уровни Священного Предания. Формы Священного Предания.

Священное Предание – это общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения. Буквально это греческое слово означает… Пре­да­ние есть не­что боль­шее, чем про­сто пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции.…

Формальное предание – это все исторические источники и способы истинного познания христианского Откровения, кроме библейский книг. 1) древние символы и исповедания веры; 2) древние правила, Апостольские Правила3) определения и правила Вселенских Соборов и нек поместных соборов 4) литургическая практика Церкви, церковное искусство5) мученические акты и жития святых; 6) древние церковные истории. Например, церковная история Евсевия Кесарийского, труды таких историков Древней Церкви как Сократ, Евагрий, ФеодоритКиррский и т. д. 7) творения святых отцов и учителей Церкви; 8) древняя церковная практика, т. е. различного рода уставы, узаконения, которые касаются, например, постов, различные богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции и так далее.Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось богооткровенное учение, ему предшествовали, а затем наряду с ними сосуществовали еще по крайней мере две формы: правило веры и богослужебно-литургическая практика Церкви, литургическое предание. Позднее появились и другие формы, в которые облеклось Священное Предание. Из них наибольшее значение для нас имеют творения свв. отцов и учителей Церкви. Со стороны содержания учение свв. отцов не отличается от Предания апостольского, ибо святым отцом и называется тот, кто адекватно толкует учение апостолов применительно к потребностям своего времени.Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Предание есть благодатный опыт, или самосознание Церкви.Связь между чистотой учения того или иного отца и церковным Преданием устанавливается через свидетельство Церкви, ecclesialdeclaratio. Именно свидетельство Церкви подтверждает достоинство богословской мысли того или иного отца. В святоотеческом учении принимается та его часть, по которой имеется единодушное мнение всех, либо значительного большинства святых отцов. При этом следует иметь в виду, что согласие отцов по тому или иному вопросу представляет собой теологумен, с которым необходимо считаться, если желаешь остаться верным Преданию. Апостол Павел (1 Кор. 12, 3) утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым», т. е. исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой.Поэтому святитель Филарет Московский отмечает, что «Священное Предание — это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения». Собственно уровни: а) передача Знания, б) передача опыта духовной жизни, в) передача благодатного освящения.

Священное Писание как форма Священного Предания. Полнота новозаветного Открове­ния и развитие догматической науки.

Понятие о богопознании. Естественное и сверхъестественное богопознание.

Споры о характере и границах богопознания в IV и XIV веках.

XIV век:Богословские споры XIV века были результатом столкновения различных течений в недрах Византийской Церкви. Уже довольно давно в высших…  

Апофатическое богословие. Основные апофатические свойства Божии.

Апо­фа­ти­че­ские (онтологические) свой­ст­ва – это свой­ст­ва, по­лу­чае­мые пу­тем от­ри­ца­ния ог­ра­ни­че­ний свой­ст­вен­ных ан­тро­по­морф­но­му мыш­ле­нию.1) Са­мо­быт­ность. Этим свой­ст­вом за Бо­гом от­ри­ца­ет­ся ог­ра­ни­чен­ность по на­ча­лу и при­чи­не сво­его бы­тия.«Я есмь Су­щий» (Исх. 3, 14)2)Не­из­ме­няе­мость.Бог есть один и тот же и в су­ще­ст­ве Сво­ем, и в Сво­их со­вер­шен­ст­вах, и в Сво­их оп­ре­де­ле­ни­ях, не под­ле­жит ни­ка­ко­го ро­да пе­ре­ме­нам или слу­чай­ным пе­ре­хо­дам из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое. Жизнь Бо­га есть все­це­лое вы­ра­же­ние Его сущ­но­сти, и все­гда рав­на сво­ему внут­рен­не­му со­дер­жа­нию. «Ибо Я – Гос­подь, Я не из­ме­ня­юсь» (Мал. 3, 6).Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь,но этот динамизм жизни не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения». От неизменяемости божественного существа следует отлвнешнюю изменяемость.котор касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. 3)Вечность. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени.Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени,всецело присутствуя в каждом моменте времени.«Ты Господи пребываешь во веки» (Плач. 5, 19).4)Неизмеримость и вездеприсутствиеЭтими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия, в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве.Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует вСвоих энергиях.Священное Писание говорит нам о существ мест особенного присутствия Божественного: - небеса,- храм, - человек.

Катафатическое богословие. Две группы катафатических свойств.

— первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д. — вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку, например,…

Философские представления о безличном Боге. Строгий монотеизм. Их отличия от хри­стианского понимания Бога как Пресвятой Троицы.

Учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно…

Священное Писание о единстве и троичности Лиц в Боге. Священное Писание о Божест­венном достоинстве Лиц Пресвятой Троицы.

Берешит бара элогим… Быт. 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию… Быт. 8, 22: «И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло»

Уничижительные места» Священного Писания. Собственные имена и ипостасные свой­ства Лиц Пресвятой Троицы в Священном Писании

Бог — это не только некая сущность, как мыслят Бога нехристианские мистики, но еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку в Своих…

Учение о Пресвятой Троице святителя Афанасия Великого. I Вселенский Собор. Ариан­ство. Учение о единосущии Божественных Лиц.

Ос­нов­ным дея­ни­ем 1-го Со­бо­ра бы­ло со­став­ле­ние Ни­кей­ско­го Сим­во­ла Ве­ры, в ко­то­рый бы­ли вне­се­ны не­биб­лей­ские тер­ми­ны, сре­ди…

Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице.

Сущность(греч.οὐσία — «сущность, существо, субстанция», лат. essentia) — представляет собой причастие жен. рода настоящего… Энергия(греч.ἐνέργεια — «действие,… Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») — термин, используемый…

Учение о Пресвятой Троице Великих Каппадокийцев. Основные святоотеческие крите­рии различения понятий ипостаси и сущности. Понятие ипостасных свойств.

Святитель Афанасий Александрийский в своей полемике с арианами исходил из чисто сотериологических предпосылок, положительным раскрытием учения о Троице, в частности, выработкой точной троичной терминологии он занимался недостаточно. Это сделали великие Каппадокийцы: созданная ими троичная терминология позволила найти выход из того лабиринта вероопределений, в которых запутались богословы IV века.

Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия "сущности" и "ипостаси". Василий Великий определил различие между "сущностью" и "ипостасью" как между общим и частным, то, что Аристотель называл "первой сущностью" стало называться термином "ипостась", то что у Аристотеля называлось "второй сущностью" стало называться собственно "сущностью".

Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие "ипостась" и "лицо". "Лицо" в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив "лицо" и "ипостась" в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которое не знал античный мир, этот термин "личность". Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Иконийский называли Божественные ипостаси "tropi yparxeos", т. е. "способы бытия", Божественной природы.

Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Ипостасные (личные) свойства — особенности существования Лиц Пресвятой Троицы, отличающие Лица Друг от Друга. Все три Лица Пресвятой Троицы отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые несообщимы Друг Другу, принадлежат исключительно Божественному Лицу Отца, Сына или Святого Духа. УОтца – нерожденность, у Сына – рожденность, и исхождение у Святого Духа. Личные (ипостасные) свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

Учение Великих Каппадокийцев о Святом Духе. Духоборчество. II Вселенский Собор. Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора. Тритеизм. Тетратеизм. Патрипассианство.

С самого начала борьба за единосущие встал вопрос о Третьей Ипостаси. Афанасий Великий переносил понятие «единосу-щия» и на Духа Святого, равняя Его по Божественности с Отцом и связуя с Логосом. Напротив, ариане, даже умеренные, считали Духа Святого тварью. «Все,— говорили они,— или нерождено, или рождено, или сотворено. Дух не первое и не второе; следовательно, Он — третье». Он по сущности и силе ниже Отца и Сына как орудие Сына и как ниспосылаемый, хотя и выше прочих тварей: «Дух ни раб, ни Господь, но свободен». Так появились «духоборцы», или «пневматомахи», называемые также «полуарианами» и по имени еп. Константинопольского Македония (ум. в 360 г.), который от ариан перешел к омиусианам,— «македонианами», хотя сам Македонии о Духе Святом, по-видимому, не высказывался. Борьба с духоборцами была тем труднее и требовала тем большей осмотрительности, что учение о Духе Святом оставалось нераскрытым. Каппадокийцы могли восполнять прямые указания Писания и необходимые выводы из их учения о Троице, собственно говоря, лишь тем, что писали «не вполне здраво мысливший о Духе Святом» Ориген (Василий) и язычник Плотин, в данном вопросе еще менее авторитетный. Василий намечает основы догмы в своем трактате, направленном к Амфилохию Иконийскому. Дух Святой как истинное Божественное духовное бытие совершенен, прост и неделим, хотя и бесконечно многообразен в Своих действиях. Во всяком действовании Дух соединен и неразделен с Отцом и Сыном. Вместе с Богом, производящим разделение действовании, и с Господом, производящим разделение служений, сопребывает Дух Святой, полновластно домострои-тельствующий в раздаянии дарований по достоинству каждого. Вечно славен Отец, сущий прежде веков; слава же Отца — предвечный Сын; равно и слава Сына — Дух Христов». «Сын прославляем Духом, Сыном прославляем Отец; наоборот — Сын получает славу от Отца, и Единородный делается славою Духа; ибо — в чем прославляется Сын, как не в величии Духа?

II Вселенский собор утвердил догмат о исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Константинопольской (Никео-Цареградской). Кроме того, установил (правило 3-е) статус епископа Константинопольского, как епископа Нового Рима, вторым по чести по Римском епископе, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. Среди монофизитов в VI—VII веках возникли ереси тритеизма (требожия) и тетратеизма (четыребожия). Тритеисты отождествляли в Боге существо и Лицо. Они говорили, что Три Божественные Лица суть и Три Божественные сущности, отдельные и самостоятельные, а единство Святой Троицы они понимали, как мыслимое обобщение, как родовое понятие. Так, поясняли они, общая природа трех людей только мыслится, а реально существуют только индивидуумы. Тетратеисты же, кроме Трех Лиц в Троице, представляли еще стоящую как бы позади и отдельно от Них Божественную сущность, в которой все Они участвуют, почерпают из нее свое Божество.Тритеизм (троебожие) — трактовка христианского догмата о Троице, согласно которой Троица представляет собой не одного Бога в трёх лицах, а трёх богов. Точка зрения высказывалась неоднократно в истории всех конфессий христианства, в частности, византийским богословом-монофизитом VI века Филопоном. Тритеизм не был принят ни в одной из исторически существовавших церквей и всеми ими считается ересью. Однако христианство часто обвиняется другими монотеистическими религиями (иудаизм, ислам) в тритеизме. Более подробно излагал учение монархианизма Праксей, родом из Азии, в конце II века явившийся в Риме, а в конце жизни находившийся в Карфагене. Основываясь на некоторых изречениях Св. Писания, он утверждал, что Отец, Сын и Св. Дух — одно и то же лицо, лишь различно обозначаемое соответственно отношению его к миру. Сын был Отцом, когда открывал себя во вне, напр. в творении и вочеловечении; Христос был сам Бог-Отец, а имя Сына относилось только к человечеству Христа. Тертуллиан, опровергший это учение в своём сочинении "Adversus Praxeam", назвал его патрипассианством (patripassionismus, то есть учение о страдании Отца в лице Иисуса Христа), так как, по его мнению, из учения Праксея следовало, что страдал Отец; но сам Праксей относил страдание только к человеческой природе Иисуса Христа.

Учение о монархии Бога Отца. Его значение для православного богословия. Сущность и причины Филиокве. Неприемлемость Филиокве для православного богословия.

Монархиане, монархианство — богословский постулат в христианстве, вызвавший споры в ранней Церкви II—III веков. Монархианство представляет собой начальное течение антитринитарианства. Выступали против учения Иустина Философа о божестве Иисуса Христа. Две основные формы суть адопционизм и модализм (савеллианство). Во II веке Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеянином» говорит, что некоторые в его время отрицали личность Бога-Слова (греч. λόγος), признавая его лишь силой (греч. δύναμις) Отца, которую отец то проявляет, то возвращает в себя. Позже, чтобы удержать в силе учение о единстве, стали прямо отрицать Божество Сына и Св. Духа или же имена Отца, Сына и Св. Духа стали понимать как три последовательных момента или проявления одного Божественного лица, единого начала всякого бытия. Первым распространителем такого взгляда был Феодот, родом византиец, кожевник по профессии, но человек образованный. Отрёкшись от Христа во время гонения, он явился в Рим, где, оправдывая своё отречение, говорил, что он отрёкся не от Бога, а от человека; другими словами, он считал Иисуса Христа за человека, находившегося под руководством божественным. Феодот был осуждён Папой Виктором. Савеллианство (модализм) — триадологическая ересь III века. Идеи савеллианства приписываются проповеднику Савеллию из Птолемаиды Пентапольской. Основными источниками по возникновению и содержанию ереси являются анти-савеллианские тексты отцов церкви — Тертуллиана, Ипполита Римского и Епифания Кипрского, отчасти противоречащие друг другу в описании сущности савельянской ереси. «Catholic Encyclopedia» 1911 года делает вывод о том, что «философские воззрения Савеллия установить невозможно». Сутью ереси Савеллия была мысль, что Лица Св. Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями, "модусами" (отсюда другое название ереси - модализм) Единого Бога. В Своей глубине, "пучине Божества" (выражение св. Игнатия Лойолы, Мастера Экхарта, Н. Бердяева и др.) Бог абсолютно един, и проявляет Себя в мире в Трех Лицах лишь по одному Ему известному произволу.

Ещё предыдущий папа Сергий IV, занимавший папский престол c 1009 по 1012 гг., послал окружное послание в Константинополь, однако, вследствие того[источник не указан 358 дней], что его исповедание веры содержало filioque, Патриарх, которого также звали Сергий, отказался включить имя нового папы в диптих, то есть в списки имён, поминаемых во время литургии. Важно отметить, что с тех пор и поныне папы больше в православных диптихах не упоминаются.

Таким образом, filioque возникшее на Западе как дополнительный аргумент против готов-ариан, к XI столетию окончательно превратилось в единственно верный, с точки зрения Римской Церкви, богословский тезис, соответственно непринятие filioque трансформировалось из допустимой практики древних церквей (как то было ещё в начале IX века) в заблуждение. Это заложило основы для дальнейшего трагического развития событий в середине XI столетия, то есть стало одним из поводов раскола церкви.

Учение о творении мира из ничего. Его соотношение с пантеистическими и дуалистиче­скими концепциями происхождения мира. Побуждение и цель творения мира.

Иоанн Дамаскин пытается объяснить, что «словом Божиим сотворено» может быть понимаемо и как «сотворено Сыном Божиим» как Премудростью(Логос), и как некая совокупность идей, предвечно находящихся в разуме Божием. Если поместить эти идеи в Божественную сущность, то в таком случае творение окажется откровением Божественной сущности во вне, что содержит пантеистическую тенденцию. Фактически это воспроизведение платонистской идеи чувственного мира, как несовершенного проэкция мира вечных идей.В. Н. Лосский (стр. 228) справедливо указывает, что такое учение означет лишение тварного мира его оригинальности исамоценности, принижение Бога, как Творца. В таком случае мир предстает, как дурная, несовершенная копия с той идеальной реальности, что заключена в Божественной сущности, в то время как Библия подчеркивает совершенную и великолепную новизну творения. Латинское богословие не различает в Боге сущность и энергию, и поэтому учит, что идеальный мир от века существовал в Божественной сущности, и потом был воспроизведен вне Бога. Для Восточныхотцов, идеи — это не более совершенные прообразы,а скорее это орудия, посредством которых Бог творит мир, извечные причины, устанавливающие для каждой вещи норму ее существования, ее путь к совершенству.

Це­ли тво­ре­ния – бла­жен­ст­во тва­ри и сла­ва Бо­жия. Эти сло­ва «хо­ро­шо весь­ма» яв­ля­ют­ся веч­ной ха­рак­те­ри­сти­кой тво­ре­ния. Мир со все­ми си­ла­ми и за­ко­на­ми, ко­то­рые ему при­су­щи, це­ли­ком и пол­но­стью от­ве­ча­ет тем це­лям и за­да­чам, ра­ди ко­то­рых он был соз­дан. Да­же по­сле гре­хо­па­де­ния мир со­хра­ня­ет свою цен­ность. Что ка­са­ет­ся по­ряд­ка тво­ре­ния ми­ра, то здесь есть две ги­по­те­зы: рег­рес­сив­ный и про­грес­сив­ный по­ря­док. Рег­рес­сив­ный по­ря­док. В ре­ли­ги­ях пер­сов, егип­тян, в фи­ло­соф­ских уче­ни­ях Вос­то­ка го­во­рит­ся о том, что сна­ча­ла со­тво­ре­ны наи­бо­лее вы­со­кие, наи­бо­лее близ­кие к Бо­гу пред­ме­ты, а по­том все бо­лее гру­бое. Про­грес­сив­ный по­ря­док. Здесь пред­став­ле­но то, что го­во­рит­ся в От­кро­ве­нии, о ве­ще­ст­вен­ном ми­ре, ко­то­рый со­тво­рен в по­ряд­ке про­грес­сив­ном: бо­лее слож­ные, бо­лее со­вер­шен­ные тва­ри идут от на­ча­ла ми­ра до 6 дня тво­ре­ния.

 

Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (йом) в Библии многозначно (сутки, неопределенный период времени). Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел: в 1 день – свет: во 2 день – твердь, то есть видимое небо; в 3 день – вместилища вод на земле, сушу, растения; в 4 день – солнце, луну, звезды; в 5 день – рыб и птиц; в 7 день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой - покой (Быт. 2, 2).

 

Образ действия Лиц Пресвятой Троицы по отношению к тварному миру.

Понятие о промысле Божием. Действия и виды Божественного промысла. Образы Боже­ственного промышления о мире. Ложные учения о промысле.

Образы Божественного промышления о мире. а) Естественный образ промышления о мире есть такой образ, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии… В язы­че­ст­ве, на­при­мер, у древ­них гре­ков и рим­лян бы­ло…

Возражения:1) наличие в мирефизического и нравственного зла. Но нравственноезло явл следствием злоупотребления разумными существами своей свободой. Что же касается зла физического, то оно явления, которые субъективночеловеком воспринимаются как зло.2)наличие в мире постоянных и неизменных законов. Такое воззрение характерно для деистских учений, в которых Бог присутствует только как причина мира, некий Геометр, Архитектор Вселенной. Законообразность этого мира не автономна. Промысл не нарушает физические законы., а препобеждает их.

Ангелы. Их природа, цели бытия и пути их достижения. Падение злых духов и их дея­тельность в мире. Промысл Божий в отношении злых духов.

Первозданное состояние человека. Священническое, пророческое и царское призвание человека. Заповеди.

 

Грехопадение и его следствия. Сущность греха. Понятие первородного греха.

В Прем. 1, 13 говорится, что человек не был создан смертным, т.к Бог смерти не сотворил. Иначе говоря, смертность для человека была не безусловна, а…

Видимая сторона греха. Была нарушена положительная заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16-17).2)нарушение нравственнойзаповеди, нравственного закона: преслушание воли Божией. Это в Откровении всегда называется так: «Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4);3) 3)внутренняя: горделивое разделение твари с Творцом, проявление непомерного самолюбия, которое выразилось в желании быстрым способом добиться равенства с Богом, независимости от Него.У свв. Отцов разбирается очень подробно, что в этом грехопадении были, как в семени, заключены все остальные грехи, которые развились в человеческом роде.

Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия.Проклятие неследует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественныйвыбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Последствия греха непосредственно из него проистекают, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божией, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через приведение его к покаянию.

Шестой член Послания Восточных Патриархов начинается с указания на личный грех Адама и Евы, который «перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас». Под первородным грехом здесь понимаются не личные грехи, имеющие быть по свободному изъявлению человека, а наследственная порча природы и «склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения».

Учение о Господе Иисусе Христе как истинном Боге и истинном человеке. Отличие Гос­пода Иисуса Христа как человека от потомков Адама.

Докетизм. Его сущность, разновидности и несостоятельность. Аполлинарианство.

Наиболее яркий пример формального докетизма представляет собой учение Аполлинария Лаодикийского (сер. IV в). Аполлинарий был одним из первых, кто…  

Несторианство и монофизитство. Их сущность и несостоятельность.

Несторианство— христологическое учение, традиционно приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431) и осуждённое как ересь на…   Собственно, вероучение, которого придерживался Несторий, не было создано им самим, но фактически является учением…

Моноэнергизм и монофилитство. Их сущность и несостоятельность.

Многие монофизиты искренне приветство­вали завоевателей, полагая, что им будет лег­че при язычниках-персах, чем под властью православной… Но императору Ираклию, который опи­рался на новую организацию своей империи,… Сам император Ираклий хотел устранить­ся от активного вмешательства в этот труд­нейший вопрос. Помощником императора…

Учение о ипостасном соединении двух природ во Христе. Ипостась Иисуса Христа как Ипостась Слова. Понятие воипостасного.

Воипостасное [греч. ἐνυπόστατον,… Основное достоинство учения о воипостасности состоит в том, что оно позволяет… Итогом деятельности православных богословов середины VI века, учение которых нашло свое выражение в решениях V…

Образ ипостасного соединения двух природ во Христе. Значение терминов «неслитно», «неизменно, или непреложно», «нераздельно» и «неразлучно».

Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т. е апофатически. Существуют четыре термина, посредством которых описывается соединение двух природ. Эти четыре термина содержатся в оросе IV Вселенского Собора, хотя, конечно, они не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже у свт Кирилла Александрийского.

НЕСЛИТНО ("asugchutos"). Это значит, что в результате соединения природы не слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от исходных; оба прибывают в Лице Спасителя как два различных естества.

НЕИЗМЕННО или НЕПРЕЛОЖНО ("atreptos"). Это значит, что в результате соединения ни божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не преложилось в божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каждое из естеств сохраняет тождественность своих качественных определений.

НЕРАЗДЕЛЬНО ("adiairetos"). Хотя два естества во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в Единую Ипостась Бога Слова.

НЕРАЗЛУЧНО ("achristis"). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не разлучатся, т. е. имеет место непрерывное соединение.

Этого расторжения двух естеств не было даже во время страстей и смерти Спасителя. Свщ. Писание, говоря о страданиях Христа, относит эти страдания не к человечеству как к какому-то особому, отдельному от Христа лицу, а к Лицу Самого Бога Слова, т. е. субъектом страданий и смерти являлся Сам Бог Слово. Например, в Рим. (5, 10) говорится о смерти Сына Божия, а в 1 Кор. (2, 8) сказано: "Распяли Господа славы". Когда после смерти душа Спасителя сошла во ад, а тело Его покоилось во Гробе, Божество не было отделено ни от души, ни от тела. И тело и душа в этот период времени не переставали быть "включенными" в единую Ипостась Бога Слова. Эта мысль выражена в известном тропаре: "Во Гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог".

 

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Нему Самому.

При этом свойства человеческие приписываются Христу как Богу. Например, "Распяли Господа славы" (1 Кор. 2, 8). "Внимайте себе и всему… Например; "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын…  

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Пресвятой Троице.

Следствия из учения о ипостасном соединении двух природ в Иисусе Христе по отноше­нию к Пресвятой Богородице.

Это наименование является следствием учения о ипостасном единстве природ во Христе и об общении свойств, communicatio idiomatum. Конечно, нужно…  

Понятия искупления, спасения и обожения. Библейские и святоотеческие образы искуп­ления.

Искупление совершенно необходимо для нашего спасения. Для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной… Этимология слова "искупление".Это слово многократно встречается в… Обожение:человек восстанавливает образ и подобие Бога в себе по благодати Христовой. В Библии данный термин…

Юридическая, нравственная и органическая модели искупления. Их достоинства и огра­ниченность. Составляющие искупления.

Юридическая теория Искупления

Суть ее сводится к следующему. Первородный грех есть преступление справедливого порядка, установленного Богом, и следовательно, представляет собой…

Нравственная теория Искупления

В искупительном подвиге Христа Спасителя основное внимание здесь обращается на этическую сторону — через преодоление всех искушений, через… Догмат Искупления митрополит Антоний излагает следующим образом:…

Органическая теория

Составляющие искупления: Боговоплощение Учение Господа нашего Иисуса Христа

Понятие о Церкви. Образы Церкви в Священном Писании и у святых Отцов.. Существенные свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостольство.

Единство Церкви

  Миссия Двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и… Господь Иисус Христос — Глава Церкви (христологический аспект)

Святость Церкви

Когда речь идет о святости тварных вещей, то под ней понимают причастность святости Божией. По отношению к тварным существам это свойство означает… Церковь свята прежде всего потому, что свят ее Глава, Господь Иисус Христос. У…

Соборность, или кафоличность Церкви

— по времени, поскольку она будет существовать до скончания века; — по своему устройству, так как: а) церковь не связана ни с каким гражданским устройством, потому что, по словам Спасителя, "Царство Мое не от…

Апостольство Церкви

  Церковь утверждена на основании апостолов (Еф. 2, 20). В книге Откровения…  

Понятие о таинствах. Действительность и действенность таинств. Отличие таинств от обрядов

В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку… Обряды, от слова рядить, наряжать, придавать образ - это внешняя форма, в…  

Таинство Евхаристии. Его установление. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхари­стии. Таинство Евхаристии как Таинство таинств

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере (Мф. 26, 26-28, Лк. 22, 19-20). В качестве предустановления таинства… Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в… Некоторые отцы Церкви учили о преложении как усвоении евхаристического хлеба и вина человечеством Слова, как их…

Таинства Крещения и Миропомазания. Их прообразы, установление, видимые священ­нодействия и невидимая благодатная сторона

Наконец, мы находим прообраз Крещения в переходе через Иордан, посредством которого Народ Божий получает в дар землю, обещанную потомкам Авраама,… Миропомазание: апостолы возложили руки на самарян, так как дух на них ещё не…

Богоучрежденная церковная иерархия. Таинства Брака и Священства. Их прообразы, ус­тановление, видимые священнодействия и невидимые благодатные действия. Апостолы, епи­скопы, пресвитеры, диаконы.

Павел говорит, что иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: "...Он поставил одних Апостолами, ...иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения..." (Еф. 4, 11—12). Священство предполагает избранничество свыше: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас..." (Ин. 15, 16), и "И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон". (Евр. 5, 4) Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответствующего призвания свыше.

Апостолы

Согласно этим словам Господа, апостольское служение предполагает: учительство ("научите"), священнодействие ("крестя") и…

Епископы

Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение…

Пресвитеры

  Права пресвитеров ограничены по сравнению с правами епископов. Новый Завет не…

Диаконы

Изначально диаконы выступают как помощники апостолов в практической прикладной деятельности. Однако, очевидно, что их служение не ограничивалось… В середине II века мч. Иустин Философ так описывает служение диаконов:…  

Таинства Покаяния и Елеосвящения. Их прообразы, установление, видимые священно­действия и невидимая благодатная сторона.

Прообразом Новозаветного таинства покаяния был козел отпущения в Ветхом Завете (Лев. 16, 21), а также и сам образ тогдашнего прощения от Господа.…   41.Смерть. Частный суд. Молитва Церкви за усопших. Ходатайство святых за верующих.Признаки второго пришествия…

– Конец работы –

Используемые теги: Предмет, догматического, богословия, Уровни, богословия, задачи, богословия0.105

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предмет догматического богословия. Уровни богословия. Задачи богословия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

ЛЕКЦИИ ПО ГИСТОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНЕЛЛЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТКИ. СИМПЛАСТЫ И СИНТИЦИИСТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА
ЛЕКЦИЯ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИСТОЛОГИИ ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ ЦИТОПЛАЗМА ОРГАНЕЛЛЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТКИ СИМПЛАСТЫ И СИНТИЦИИСТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО... Гистология включает собственно гистологию цитологию и эмбриологию СОБСТВЕННО... ДЕСМОСОМЫ desmosoma характеризуются тем что между цитолеммами двух клеток имеются слоистые структуры в пределах...

- содержательная постановка задачи коммивояжёра, транспортной задачи, задачи распределения ресурсов в ТЭС;
На сайте allrefs.net читайте: - содержательная постановка задачи коммивояжёра, транспортной задачи, задачи распределения ресурсов в ТЭС;...

Предмет геологии, её цели и задачи составные части геологии и предмет их изучения
Геология это наука о строении Земли ее происхождении и развитии основанная на изучении горных пород и земной коры в целом всеми доступными... Основным объектом изучения геологии является литосфера литос камень... Предметом геологии является пространственно временные модели развития геологических процессов...

Предмет и задачи курса Предмет экономики
Q количество продукции... P цена единицы продукции...

Предмет и задачи курса Предмет экономики природопользования – это система общественных отношений между людьми по
Q количество продукции... P цена единицы продукции D кривая спроса предельная общественная полезность...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Тема 1. Предмет курса и задачи организации городского хозяйства. Основные цели и задачи городского хозяйства
На сайте allrefs.net читайте: Тема 1. Предмет курса и задачи организации городского хозяйства.. Основные понятия курса....... Основные цели и задачи городского хозяйства.

Расчетно-графическое задание состоит из четырех задач. Для задач 1,2,3 имеется два варианта, для задачи 4 – вариант для каждого студента.
На сайте allrefs.net читайте: Расчетно-графическое задание состоит из четырех задач. Для задач 1,2,3 имеется два варианта, для задачи 4 – вариант для каждого студента....

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам