Основные богословские термины — природа, сущность, энергия, ипостась, лицо в учении о Пресвятой Троице.

Природа(греч.φύσις - «природа, естество») — 1. В самом широком смысле слова обозначает все, что существует объективно, независимо от нашего сознания: «природа есть истинное существование вещи... все то, что существует истинным образом, а не то, что изрекается как плод воображения» (прп.Анастасий Синаит). 2. В более узком смысле означает некоторый род вещей (существ), обладающих тождественными качественными характеристиками. При этом как совокупность известных признаков природа может быть только умопостигаема, но свое реальное выражение находит только в отдельном (т.е. в конкретной реализации общей природы).

Сущность(греч.οὐσία — «сущность, существо, субстанция», лат. essentia) — представляет собой причастие жен. рода настоящего времени от глагола ἑιμι (быть) и означает участие в бытии. Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода, посредством которых все вещи данного рода участвуют в бытии. Такие свойства называются существенными свойствами или атрибутами (лат.аttribuo — «наделять»). Именно существенные свойства «делают» вещь тем, чем она является.

Энергия(греч.ἐνέργεια — «действие, деятельность, активность, сила, мощь, энергия, сила в действии, осуществленная действительность») — в философском смысле — всякая активность вещи. В православном учении - «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие» от Божией Сущности. Причастность Богу есть причастность Его энергии.

Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») — термин, используемый в христианском (преимущественно Восточном) богословии для обозначения одной из личностей Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Термин широко применяется и в философском учении Плотина, правда в другом значении, подразумевающем некую сущность или ее часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа). Применение понятия ипостась в христианском богословии можно отнести к IV веку. Отцы-каппадокийцы начинают использовать термин, чтобы подчеркнуть глубину бытия каждого лица Святой Троицы, что не позволяют термины просопон (греч. πρόσωπον — облик) или персона (лат. persona — личина, лик), которые означают лицо как личину-маску актёра. Василий Великий определял отношение ипостаси к сущности, как отношение особого (частного) к общему. Позже эта интерпретация признается богословски не вполне точной, так как индивидуум также относится к сущности-природе как частное к общему. Согласно учению каппадокийцев, сущность Божества и её отличительные свойства (неначинаемость бытия и Божеское достоинство) принадлежат всем трём ипостасям одинаково.[1] В итоге, понятие ипостась (личность) обретает смысл только в сравнении с сущностью, причем обозначается парадоксальным образом, как То Особое в существе, что не относится к его сущности.