Промысл Божий» есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении.«И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои.., и почил ..от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2, 2). Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: «Какой властью Ты это делаешь?» отвечает: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).Первое, что убеждает нас в существовании Божественного Промысла, есть молитва. Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. Второе, – это представление о Боге, как абсолютной Личности. Личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он не только все знает, но еще любит и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней миру.
Образы Божественного промышления о мире. а) Естественный образ промышления о мире есть такой образ, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под промыслительным надзором Божиим. б) Сверхъестественный образ промышления -управление миром посредством чудес. Чудеса – это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Свщ. Писании для обозначения чудес используются два слова: «силы» и «знамения». Слово «силы» содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией, что причина этого события лежит вне естественных законов природы. Слово «знамение» указывает на символическое значение чудесных действий, ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение.
В язычестве, например, у древних греков и римлян было распространено представление о судьбе, бессознательной силе, которой подчинены все живущие, которая полностью предопределяет судьбу человека. Другое ложное представление, характерное для язычества, состоит в том, чтоПромыслраспространяется только навеликие, достойные предметы.Таких предметов очень мало, большая же часть мироздания находится вне попечительного действия высшего Начала. На христианской почве были следующие извращения учение о Промысле. Во-первых, дуалистический гностицизм, где единому благому Богу противопоставляется некоторое паритетное Ему злое начало. В рамках такого учения не остается места для учения о Промысле вообще. Развитие мира здесь определяется не промыслительной деятельностью Бога, а борьбой двух враждебных начал. Во-вторых, в христианстве возникали заблуждения, связанные с отрицанием частных сторон Промысла.Например, учение о несовместимости Божественного Промысла со свободной волей человека и, как следствие, учение о полном предопределении человека или ко спасению или к погибели, что имело место в некоторых протестантских общинах, в частности, у реформатов (кальвинистов). На нехристианской почве такое воззрение характерно для ислама. Деизм учит, что мир столь совершенен. В пантеизме нет, т.к мир здесь воспринимается как саморазвитие Бога.