Цель, задачи и методология догматического богословия как науки. Понятие догматиче­ской системы.

Задача догматической науки — служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности. Вторая, не менее важная, тактическая задача догматической науки — это задача чисто историческая, задача свидетельства. Каждая эпоха ставит перед церковным сознанием свои, проблемы, и каждое поколение богословов должно дать определенный ответ на эти вопросы, причем, непременно в соответствии с Православной традицией. Что касается научного метода догматики, то он состоит в систематическом раскрытии основных православных вероученных истин. Метод этот следующий: указать основание догматов в Священном Писании и привести принципиальные положения святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам.Дог­ма­ти­че­ские сис­те­мы-Это спо­соб из­ло­же­ния, в ко­то­ром все от­дель­ные ис­ти­ны и по­ло­же­ния пред­став­ля­ют со­бой час­ти, свя­зан­ные в еди­ное це­лое. К дог­ма­ти­че­ским сис­те­мам предъ­яв­ля­ют­ся сле­дую­щие тре­бо­ва­ния: Во-пер­вых, от­сут­ст­вие внут­рен­них про­ти­во­ре­чий, во-вто­рых, про­ве­де­ние чет­кой гра­ни­цы в про­цес­се из­ло­же­ния ме­ж­ду соб­ст­вен­но дог­ма­та­ми и бо­го­слов­ски­ми мне­ния­ми.Кро­ме то­го, пред­по­ла­га­ет­ся, что дог­ма­ти­че­ская сис­те­ма долж­на пред­став­лять со­бою не про­сто на­бор свя­то­оте­че­ских и биб­лей­ских ци­тат по то­му или ино­му дог­ма­ти­че­ско­му во­про­су, но и ав­тор­ский текст, оп­ре­де­лен­ный ком­мен­та­рий, в ко­то­ром ав­тор пы­та­ет­ся ос­мыс­лить со­дер­жа­ние дог­ма­ти­че­ских ис­тин.Боль­шин­ст­во дог­ма­ти­стов при­дер­жи­ва­ют­ся сле­дую­ще­го прин­ци­па по­строе­ния дог­ма­ти­че­ских сис­тем: о Бо­ге в Са­мом Се­бе, и о Бо­ге в Его яв­ле­нии тва­ри т.екак Твор­це, Про­мыс­ли­те­ле, Ис­ку­пи­те­ле, Ос­вя­ти­те­ле и Мздо­воз­дая­те­ле (у митрополита Макария, епископа Силвестра). В истории христианской мысли первой попыткой построить догматическую систему была работа известного дидаскала александрийской катехизической школы — Климента Александрийского (конец II века), произведение под названием «Строматы». Но Строматы — это все-таки не более, чем попытка построения системы, а не система в полном смысле слова. Труд его ученика Оригена «О началах» – это, по существу, первая законченная система христианского богословия. Но эта система оказалась несовершенной, поскольку многие постулаты и предпосылки, на которых основывался Ориген, оказались ложными.Несмотря на это, Ориген оказал огромное влияние на развитие богословия, и в течение нескольких веков система Оригенаоставалась но существу единственной целостной системой христианского богословия.Из древних отцов, богословов, что называется, «большого стиля», которые пытались построить системы догматического богословия, следует также отметить свт. Кирилла Иерусалимского, его знаменитые «Огласительные слова». Это обстоятельный труд, но недостатком его является невысокий богословский уровень, поскольку это произведение было обращено не к богословам, а к оглашенным, то есть тем людям, которые еще даже не вступили в Церковь. Потом можно указать на «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского (IV в) на «Сокращение Божественных догматов» блаженного ФеодоритаКиррского (первая половина V века).Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вершину систематизации святоотеческой богословской мысли, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина «Источник знания» , состоящий из трех частей. С точки зрения догматического богословия особое значение имеет третья часть этого труда, которая известна под названием «Точное изложение Православной веры». Эта книга не утратила своей актуальности до сего дня, на христианском Востоке она являлась учебником богословия в течение многих веков, вплоть до нового времени, когда западная схоластика стала проникать на православный Восток.В истории русской богословской мысли было несколько авторов, которые брались за построение догматических систем. Первым, конечно, нужно назвать несколько схоластичный труд митрополита Макария (Булгакова), его «Православно-догматическое богословие». Следующий труд — «Догматическое богословие» архиепископа Филарета Черниговского (Гумилевского) — представляет собой попытку преодолеть то схоластическое влияние, которое мы наблюдаем у митрополита Макария, но труд этот не получил широкого распространения. Затем — «Опыт догматического богословия» епископа Каневского Сильвестра (Малеванского). Объемнейший труд в пяти томах, был он издан в 1892 году. Епископ Сильвестр предложил исторический метод изложения догматов, т. е. сделал попытку показать, как развивалось догматическое учение Церкви в исторической перспективе. В этом, конечно, его большая заслуга.

Догматическая система –это способ изложения, в котором все отдельные истины и положения представляют собой части, связанные в единое целое.