Апофатическое богословие. Основные апофатические свойства Божии.

Опыт богопознания в своем пределе неизъясним. А, следовательно, законным является путь отрицания, путь апофатический, то есть стремление познать Бога не в том, что Он есть, то есть не в соответствии с нашим тварным опытом, — а в том, что Он не есть. Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству. Для своего восхождения человек должен устранить из своего ума представление о всем тварном, причем не только о материальном, но также и о духовном отречься и от самых возвышенных понятий, таких, как любовь, мудрость и даже самое бытие! Путь апофатического восхождения к Богу — путь аскетический, который предполагает со стороны человека очищение и позволяет достичь таинственного соединения с Личным Богом в состоянии экстасиса. Знание, полученное в состоянии экстасиса, является в полном смысле апофатическим. Человек, достигая неизреченного состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, как бы непосредственно зрит Его, но когда он выходит из этого состояния, обнаруживается, что нет в человеческом языке таких средств, которые позволили бы выразить этот опыт. И говорить об этом опыте можно только чисто отрицательно, как это и сделал апостол Павел, когда говорил, конечно, имея в виду себя самого, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и видел там то, чего не видел глаз, слышал чего не слышало ухо, и чувствовал то что не приходило на сердце человеку. Гре­че­ское сло­во ousia(сущ­ность) оз­на­ча­етуча­стие в бы­тии. По­ня­тие сущ­но­сти че­го-ли­бо вы­во­дит­ся из на­бо­ра от­ли­чи­тель­ных свойств, при­су­щих всем су­ще­ст­вам дан­но­го ро­да, по­сред­ст­вом ко­то­рых все ве­щи дан­но­го ро­да уча­ст­ву­ют в бы­тии. Та­кие свой­ст­ва на­зы­ва­ют­ся су­ще­ст­вен­ны­мисвой­ст­ва­ми, или ат­ри­бу­та­ми.Имен­но су­ще­ст­вен­ные свой­ст­ва «де­ла­ют» вещь тем, чем она яв­ля­ет­ся. От су­ще­ст­вен­ных свойств не­об­хо­ди­мо ак­ци­ден­ции, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся не­об­хо­ди­мы­ми для уча­стия в бы­тии.Од­на­ко к Бо­гу по­ня­тие «сущ­ность» при­ло­жи­мо толь­ко с дос­та­точ­ной до­лей ус­лов­но­сти. Ко­гда мы го­во­рим о Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, то име­ем в ви­ду не уча­стие Бо­га в бы­тии, но Его бы­тие как та­ко­вое. Бог не про­сто уча­ст­ву­ет в бы­тии, Он Сам есть бы­тие. По­это­му свя­то­оте­че­ская фор­му­ла «сверх­сущ­но­ст­ная сущ­ность»бо­лее точ­но вы­ра­жа­ет ис­ти­ну о Бо­ге.Сущность Божия для человеческого познания недоступнаи, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Существенные свойствами Бога явл те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т. е. свойства, общие всем Лицам Св. Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных или ипостасных свойств.Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия.Эти две истины обусловливаютделение божественных свойствна две большие группы:1)Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия в богословии называютсяапофатическими. 2)Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими.