Догматическое богословие 3 курс КДА

Билет 1

1.Богословские споры относительно термина «Богородица». Несторианство.

Нужно сказать, что в богословии, выражение Θεοτοκος, (Богородица) против которого выступал Несторий, является непосредственным следствием учения об ипостасном соединении естеств во Христе, суть которого заключается в следующем: Пресвятая Дева родила Бога по плоти; родила Того, Kто, будучи истинным Богом, в то самое мгновение зачатия воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческие. И до воплощения, и после воплощения Он был и остается Божественным Лицом. Но родила Она, разумеется, не Божество (как Божественную природу) и не по Божеству, а Бога-Слова по человечеству. Это человечество с самого воплощения было обо­жено и сделалось собственным Сыну Божьему.

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Святая Дева мыслится и называется Богородицей не только по причине (Божеского) естества Слова, но и по причине обожествления (Его) человеческой природы» и «И это не по изменению естества, но по промыслительному, то есть ипостасному соединению», - и по той причине, что Божеское естество «сообщает свои совершенства плоти».

Выражение «Богородица» имеет свое основание в Священном Писании. Праведная Елизавета назвала Деву Mарию Матерью Господа (Лк. 1:43), и сделала она это, исполнившись Духа Святого (Лк. 1: 41). Термин Θεοτοκος возник, вероятно, в александрийской школе. Этот термин долгое время употреблялся в александрийской школе, а так же Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Ефремом Сириным, святым Кириллом Иерусалимским.

В первой половине V века он подвергся нападкам в Константинополе патриархом Несторием, что вызвало энергичное противодействие православных и стойкую защиту отцами III и IV Вселенских Соборов. Пресвитер Анастасий, приехавший в столицу вместе с Несторием, начал открытую полемику против употребления термина «Богородица».

Яркое пророчество о рождении по плоти Сына Божьего заключается в пророчествах пророка Исаии: «Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит с нами Бог» (Ис.7:14). Эти слова прямо говорят не о телесном сыне Давида, а новом сокровенно грядущем Царе, имя Которому «Эммануил». При этом обращается внимание на Деву, которой предстоит родить нового, подлинного сына Давида. Таким образом, богословие синоптических Евангелий заключает тот факт, что рождество Иисуса само по себе есть благая весть о пришествии Божьем в мир, в котором Дева Мария – это «дверь, через которую в мир вступает Божественное искупление», поэтому апостол Лука называет Марию «дочерью Сиона» и «ковчегом Завета».

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Христородицей мы не называем Святой Девы никоим образом, потому что именование, как оскорбляющее, выдумал Несторий для уничтожения слова Богородица и для лишения чести Богородицы». Православная Церковь исповедует, что Матерь Господа Иисуса Христа пребывала Девой прежде рождества, пребывала истинно Девой в рождестве, родив Христа безболезненно и без нарушения девства, осталась Чистой Девой и по рождестве. Она есть Приснодева (Αειπάρθένος).