Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского.

Святой Иларий Пиктавийский (ок. 315—367) — епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, получил прозвище «Афанасий Запада».

По преданию, в тот момент, когда он читал пролог Евангелия от Иоанна, где излагалось учение о божественном Слове-Логосе, на него снизошел небесный свет, что подвигло его к крещению.

В период ссылки (356—359) Иларий написал свое главное богословское сочинение, трактат «О Троице» (De Trinitate), посвященный доказательству божественности Сына. Интересно, что в другом важном сочинении, «О соборах» (De synodis), Иларий рассказывает о том, что лишь перед самой ссылкой он впервые познакомился с Никейским символом веры. В трактате «О Троице» высказана мысль о том, что различие между правоверным и еретическим вероучением иногда может оказаться разным пониманием терминов, а не действительным разномыслием.

 

3.Возникновение термина «ипостась», его употребление в философии, Священном Писании и христианском богословии.

υποστασις

Это слово впервые было употреблено Аристотелем, который рассуждал так: «из воздушных явлений некоторые бывают только по видимости, а другие νποστασις по существу, по истине, действительно».

в Священном Писании υποστασις обозначает

Основание

Сущность

Природу

Уверенность

Надежду

Мужество.

По определению Василия Великого υποστασις есть отличительный признак каждого лица, а сущность ουσια есть понятие общее. В начале IV века эти понятия зачастую подменяли друг друга. Следствием этих споров явился собор в Александрии в 326 году под председательством Афанасия Великого. В послании к антиохийцам Афанасий пишет:: «Одних, которые употребляли выражение: три ипостаси мы спросили: не имеют ли они, подобно арианам ипостаси эти отчужденными, разобщенными и иносущными, каждую же ипостась особо отдельную, как отделены другие твари, или не имеют ипостаси различными сущностями, как другие еретики именуют три начала и трёх богов… Тогда было определено, что бы под выражением - три ипостаси разуметь три лица». Таки образом ипостась должно обозначать нечто само в себе и для себя существующее в противоположность не только тому, что реально как факт, не существует, т.е. только представляемом, мыслимом, но и тому, что реально существует, но только в другом, как его качестве или состоянии.

 

Билет 5