Монархианство. Учение о высшем и низшем Христе. Мелхиседекиане.

Монархиане (μονή άρχή единое начало, антитринитаризм – против трёх) отстаивали единство лица Божества, являясь яростными противниками троичности. Многие христиане, не понимая сущности и учения о Боге Троице предпочитали придерживались монархии в отношении Лиц Троицы. Этот взгляд получил два направления:

Те, для кого дорога была логика, в интересах мышления отвергли ипостасное бытие Логоса и во Христе признавали человека, в котором не воплотилось, а только действовало Божество. Следовательно, Христос – простой человек, движимый особой силой. Это направление получило название – динамического монархианства. Это учение развивали Феодот кожевник, Феодот меняльщик денег и Артемон. Феодот кожевник учил, что Христос есть простой человек, подобный всем прочим людям, по особому произволению Божьему родившийся от Девы. После утверждения в нравственной жизни Он удостоился высших сил и сделался Христом, Богом же Он никогда не был. Феодот меняльщик, дополняя это учение, различал высшего и низшего Христа, первого называя Мелхиседеком, высшим ходатаем и посредником между ангелами и Богом, а второго – евангельского Христа – простым человеком. Основываясь на этой форме еретического учения, второе поколение феодотиан получило название мелхиседекиан, в последствии выделившиеся в отдельную партию, которой приписывается даже отдельный культ в честь Мелхиседека. Под Мелхиседеком они понимали некую небесную силу, явившуюся Аврааму в виде царя мира и потом действующую в человеке Иисусе. Но наивысшего своего развития динамическое монархианство получило в трудах Павла Самосадского, антиохийского епископа, который учил: Существует единая Божественная личность и божественное единство, которое никаким образом не может развиться во множественность. В этом Боге есть Логос, но не ипостасный, поэтому Отец, Сын и Святой Дух не самостоятельные божественные личности, а только божественные силы одного и того же Бога. Если Писание и говорит о трёх лицах в Божестве, то это всего лишь три разные имени прилагаемые к одному и тому же лицу. Так Сын то же в Боге, что и ум в человеке, без которого Бог не будет личностью. Он вселился во Христа и действовал через него, поэтому Иисус всего лишь облагодатствованный человек. Признавая Христа человеком, Павел допускал только степенное отличие Его от всех предшествующих пророков. Он стоит в теснейшем отношении к Богу, чем все пророки, однако соединения божества и человечества в нём нет, потому что между Христом и Богом устанавливаются только отношения соприкосновения. Таким образом, Павел развивает теорию «непрерывного и всегда возрастающего движения дружбы», следовательно, Сыном Божьим Он может быть назван условно. Против этого учения выступили Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и др.. На одном из поместных соборов 268 г. Павел и его учение были осуждены и итоговое постановление его вылилось в послание 6 епископов к Павлу Самосадскому.

Монархиане, для которых была дорога вера, не могли ни видеть во Христе Бога и признавали Его воплощением Единого Отца т. е. во Христе видели Самого Бога Отца, воплотившегося ради нашего спасения. Это движение получило название моделистов – патрепасиан. Праксей, Ноет и Савелий Птолемаидский, являются яркими представителями этого еретического учения. Ноет, в частности, учил, что Бог как некая сущность является как видимая и невидимая, таинственная и явная. Первая категория – Отец, вторая – Сын. Во время земной жизни всем объявлял, что он Сын, но кто мог вместить, не скрывал, что Он Отец. Отсюда страдание Сына есть страдание Отца. На основе учения Ноета сформировалась еретическая доктрина Савелия. Переходным пунктом стала формула Сыно-Отец и в этом понятии выразилась уверенность, что Тот Самый, Который в Евангелии является как Сын, есть вместе и Отец, следовательно, имена Отец и Сын означают одно и то же Сыно-Отец. Он утверждал, что в Боге одна Ипостась и одно существо, Бог есть безусловное единство и Он троичен не в ипостасях, а в личинах, προσωπα под которыми обнаруживается единый Бог. Троичность Савелий приурочивает к истории домостроительства: значимым проявлением Отца было ветхозаветное синайское законодательство, Сына – воплощение, а Святого Духа – Его сошествие на апостолов. Προσωπον Отца прекращает своё существование, когда является Προσωπον Сына, а Сын перестаёт существовать, когда является Προσωπον Святого Духа. В Ветхом Завете действовал модус Отца, в Новом Завете – модус Сына как Спасителя и модус Духа как Осветителя. Эра Духа тоже завершится, и Монада вновь вернётся в первоначало. Существует лишь Троица откровений божественной единой сущности, но не Троица Ипостасей. Необходимо отметить, что в савелианстве модалистическое направление нашло своё полное выражение и завершение. Ответом на эту ересь стало сочинение Тертуллиана «Против Праксея» и труд Ипполита «Против ереси Ноета». На Александрийском соборе 261 г. и Римском 261г. эта ересь была осуждена.