Кирилл Александрийский и его Христология.

Он ясно различает разные планы природ Христа. Божественный Логос не нуждается в освящении Ду­хом, так как Он Свят по Своей природе. Напротив, плоть и человеческое тело Воплощенного Логоса ста­новятся вместилищем Духа, храмом Божества. Воплотившись для нашего спасения, как человек, Он получает Святого Духа. Не только Слово освящено в качестве человека, но Он Сам освящает Себя, Он Сам освящает Свою собственную человеческую природу.

Святитель Кирилл еще раз возвращается к вопро­су освящения Христа Духом, в связи со стихом из Еван­гелия от Иоанна: «за них Я посвящаю Себя» (Ин 17:19). Он отвергает всякую мысль об освящении Спа­сителя «кем-то иным» и настаивает, что Он Сам «освя­щает Свою собственную плоть». Таким образом, святитель Кирилл встретил несторианскую распрю во всеоружии.

Аполлинарий Лаодикийский и его Христология.

Аполлинарий Лаодикийский, воспитанник александрийской школы, в начале своей богословской карьеры был истинным сторонником Никейского символа веры, но с середины 70-х годов IV века его теологические взгляды начинают резко меняться. Это связано с тем, что ему был присущ дух спекулятивного поиска, поэтому, богослов стремился разрешить вопрос Боговоплощения путем размышлений. Как можно помыслить себе единство Божественного Слова и человеческой плоти, как сочетать Слово и плоть (Логос и саркс)? Сказать, что Слово-Бог просто обитает в человеке, - его не удовлетворяло, потому что таким образом сочетание природ не устанавливается. По мнению Аполлинария, чтобы Логос действительно стал человеком, Слово и плоть должны образовать существенное единство. Для мыслителя это единство может возникнуть только тогда, когда человеческая природа – не полна. Логос и Саркс – это для Аполлинария части, образующие целое, подобно тому, как человеческие тело и душа – части, соединение которых образует человека. Он, соответственно помещает у Христа Логос на место души, и тогда Логос и саркс образуют одну природу. (Аполлинарий – в строгом смысле «монофизит» и к нему восходит формула, согласно которой у Христа «одно естество»).