Древние формы крещальных символов веры. Их происхождение и сущность.

До начала IV века "символы", или краткие формулы христианской веры, были главным образом связаны с крещением и катехизацией. Поэтому они были весьма многочисленны и изменялись в зависимости от поместной практики той или иной Церкви. Эти формулы исповедания, которые новокрещенные должны были произносить в день своего крещения, во II веке назывались "правилами" или "канонами" веры.

Символ нового вида, отвечающий необходимости точно определить православное учение в противовес доктринам еретиков, появляется в IV веке: эти принятые на соборах символы не связаны уже исключительно с обрядами крещения, а приобретают более существенное значение в жизни Церкви.

Никейский Символ веры был первым догматическим символом, провозглашенным Вселенским Собором (325). Этот "крещальный" символ поместной Церкви - возможно Иерусалимской - был переработан богословами, которым пришлось его расширить, чтобы более точно выразить исповедание Божественности Христа (против учения Ария). Символ этот пользовался вселенским еще авторитетом на Соборах Константинопольском (381), Ефесском (431) и Халкидонском (451) как догматическое исповедание веры.

Символ веры, которым мы пользуемся теперь под названием "Никео-Цареградского", имеет только лишь общее сходство с первым, Никейским Символом. Он был первоначально одним из выражений "Никейской веры" (с очень разработанным исповеданием Божественности Христа), которое после 370 года родилось из крещальных антиохио-иерусалимских символов. Этот литургический символ был, по-видимому, поправлен Отцами Второго Вселенского Собора для употребления при крещении, без намерения заменить им Никейский Символ. Он был провозглашен вместе с Символом Никейским на IV Соборе (Халкидонском) как официально признанная догматическая формула и как таковой вошел в литургическую практику Имперской столицы. К концу V века этот Константинопольский литургический Символ веры признается как полная и окончательная формулировка Никейского Символа, который она и заменила. Ему предстояло быть принятым повсюду как истинное "правило веры", и он вытесняет другие христианские символы крещальные или соборные (Западное христианство наряду с Вселенским сохранило местный Символ веры, так называемый "Апостольский Символ". Рождение этого латинского крещального Credo, несомненно, нужно отнести к очень глубокой древности, но окончательная его формулировка принадлежит только VI веку). VI Вселенский Собор (680) подтверждает непреложный характер так называемого Никео-Цареградского Символа веры.

 

Билет 14