Борьба с заблуждениями относительно Природ Иисуса Христа.

Церковь всегда строго охраняла правильное учение о двух природах Господа Иисуса Христа, видя в нем необходимое условие веры, без которого невозможно спасение.

Заблуждения в этой области были разнообразны, но они сводятся к двум группам. В одной видим отрицание или умаление Божества Иисуса Христа, в другой - отрицание или умаление Его человечества.

А) Как было уже сказано в главе о Втором Лице Святой Троицы, дух иудейского неверия в Божество Христа, отрицания Его Божества, отразился в век апостольский в ереси Евиона, по имени которого еретики получили название "евионитов." В третьем веке подобное учение распространял Павел Самосатский, обличенный двумя Антиохийскими соборами. Несколько иным было лжеучение Ария и разных арианских толков 4 столетия. Они считали, что Христос не простой человек, а Сын Божий, но не рожденный, а сотворенный, совершеннейший из всех сотворенных духов. Ересь Ария осуждена на первом вселенском соборе в 325 году, и арианство опровергнуто в подробностях знаменитейшими Отцами Церкви на протяжении 4 и 5 веков.

В 5-м столетии возникла ересь Нестория, который признавал Господа Иисуса Христа лишь "носителем" Божеского начала и потому Пресвятой Деве усвоил именование Христородицы, а не Богородицы. По Несторию, Иисус Христос соединял в Себе два естества, два разных лица, Божеское и человеческое, соприкасающихся, но отдельных, и по рождению был Человек, а не Бог. Главным обличителем Нестория выступил св. Кирилл Александрийский. Несторианство обличено и осуждено третьим вселенским собором.

Б) В заблуждениях другой группы отрицалось или умалялось человечество Иисуса Христа. Первыми еретиками этого рода были докеты, признававшие плоть и материю злым началом, с которым Бог не мог соединиться, потому считавшие Христову плоть мнимой, кажущейся (dokeo - кажусь).

Во времена вселенских соборов неправильно учил о человечестве Спасителя Аполлинарий. Хотя он признавал действительность воплощения Сына Божия в Иисусе Христе, но утверждал, что в Нем человечество было неполное, именно: признавая трехсоставность человеческой природы, он учил, что Христос имел душу и тело человеческие, дух же Его (или "ум") был не человеческий, а Божественный; он и составлял Божественную природу Спасителя, - и он оставил Его в момент крестных страданий. Опровергая эти мудрования, св. Отцы разъясняют, что свободный человеческий дух и составляет основное существо человека; оно то, обладая свободою, и подверглось падению; что было поражено, то и нуждалось в спасении. Поэтому Спаситель, чтобы восстановить падшего человека, Сам обладал этой существенной частью человеческой природы, или, точнее говоря, не только низшей, но и высшей стороной человеческой души. - В 5-ом веке ересью, также умалявшей человечество Христа, была ересь монофизитов. Она возникла в среде александрийских монахов и была противоположностью и реакцией против несторианства, умалявшего Божественную природу Спасителя. Монофизиты считали, что в Иисусе Христе начало плоти было поглощено началом Духовным, человеческое - Божественным, и потому признавали во Христе одну природу. Монофизитство, называемое также ересью Евтихия, было отвергнуто на 4-м вселенском, Халкидонском соборе.

Отпрыском отвергнутой ереси монофизитов было учением монофелитов (thelima желание, воля), проводивших мысль, что во Христе одна воля. Исходя из опасения признанием во Христе человеческой воли допустить в Нем два лица, монофелиты признавали во Христе одну волю Божественную. Но, как выяснили Отцы Церкви, такое учение упраздняло самый подвиг спасения человечества Христом, заключавшийся в свободном подчинении воли человеческой воле Божией: не Моя воля, но Твоя да будет, - молился Господь. - По поводу этого заблуждения шестой вселенский собор определил: "исповедывать в едином и том же Христе два естества, Божеское и человеческое, и две естественных воли или хотения в нем... Его человеческое хотение последующее, а не противоречащее или противоборствующее, сильнее же подчиняющеeся его Божественному и Всемогущему хотению."

Оба направления заблуждений, прошедшие в истории древней Церкви, продолжают находить себе пристанище, отчасти в открытом виде, а отчасти в скрытом, в протестантстве последних веков, которое поэтому, главным образом, и уклоняется от признания догматических определений вселенских соборов.

3.Возникновение и употребление термина Θεός

Платон производит Θεόςот θέειν – бежать. Сократ называл θεους – богами. Геродот утверждал, что древние никого из богов не называли по имени, потому что этих имеет не знали, но называли их θεους оттого, что они все предметы располагали в определённом порядке, т.е. от в смысле порядок. Плутарх говорит, что всем богам дано общее наименование Θεόςот двух слов – θεαντός – видимый и от Θεων – бегущий.

Климент Александрийский говорит, что Θεόςназывается от неизменного и постоянного течения благ от Бога. Феофил Александрийский так же о происхождении слова «Бог» придерживался точки зрения Геродота: Θεόςназывается потому, что всё устроено точно, прочно, безопасно.

Григорий Богослов замечает, что Θεόςпроисходит по причине вечного движения мира. Григорий Нисский видет происхождение Θεόςот глагола θέασθαι – видить и говорить: «Именуя Бога Θεός,мы имеем в мысли, что Он надзирает и призирает и проводит тайное. Мы веруем, что Бог всему присущ, всё видит и всё проникает и научившись от Писания, именно эту мысль соединяем с словом Θεός.

Иоанн Дамаскин повторяет словопроизводство отцов до него живших и не останавливается ни на одном из них. Он говорит: Θεόςпроисходит или от θεειν – бежать, потому что Бог всё обтекает и обо всём промышляет или от άιθειν – жечь, потому что Бог есть огонь, поглощающий всякое зло или от θέασθαι – видеть, потому что от Него ничто не сокрыто, Он всё видит. Он видит всё прежде чем стало существовать, представляя в уме Своём».

Святые отцы, таким образом, основываясь на словообразовательных формах классиков давали этим словам смысл, соответствующий чистоте и высоте христианский понятий о Боге.

На основе слова Θεόςап. Павел изобрёл два новых понятия:

Θεοδίδακτος –наученный Богом (1Сол.4,3)

θεοπνευστος- богодухновенный (2Тим.3,16).

Иоанн Златоуст ввёл θεάνθρωπος Богочеловек

Григорий Богослов –θεομβροτος Богочеловек

Андрей Критский θεοβλαστος от Бога прозябший

Климент Римский – θεοβουλητος богоугодный и т.д.

 

Билет 2