Догматическая система Григория Нисского.

Большое значение имеет сочинение святого Григория Нисского "Большое огласительное слово". Оно содержит сорок глав и включает в себя догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о грехе и зле, о первозданном состоянии человека, о спасении, о Крещении и Евхаристии как средствах возрождения и достижения бессмертия и о последней участи человека. Святой Григорий особенно останавливается на тех догматах, которые в то время были под угрозой искажения со стороны еретиков: на догматах о Святой Троице, о воплощении и искуплении.

Учение о богопознании. Вопрос о возможности, степени и условиях богопознания рассматривается Григорием Нисским, как и другими Каппадокийцами, в связи с критикой учения Евномия о возможности познать сущность Божию. На этот вопрос св. Григорий отвечает формулой: Бог непостижим по существу, но до некоторой степени познаваем в Своей деятельности и проявлениях как в мире, так и в человеческой душе. Непостижимый по Существу, Бог отчасти познаваем в Своей деятельности.

Ступени богопознания. Св. Григорий различает три момента в постепенном приближении человеческого ума к Богу.

а. Переход от тьмы к свету, или удаление от ложных, языческих представлений о Боге.

b. Познание Бога через размышление о видимом, или через созерцание проявлений Божиих в мире и в душе человека.

c. Высшей степенью богопознания служит экстаз.

В экстазе человек познает Сущность Божию, а не только Его деятельность. Но Сущность Божества в полноте Своей жизни не имеет никакого сходства не только со всем видимым, но и со всем умопостигаемым. Кроме того, она неопределима, потому что безгранична. Поэтому для человека даже в состоянии экстаза познание Существа Божия сводится к познанию непостижимости и безграничности Божией.

Учение о Боге в сочинениях Григория Нисского, как Бытии, Благе и Красоте.

Учение о Святой Троице. Григорий Нисский всегда держался тринитарной терминологии, как ее определил Василий Великий в письме к нему. Ousia — это совокупность общих родовых призна-ков, upostasis — совокупность признаков, отличающих одно неделимое от другого. Подобно Василию Великому, Григорий иллюстрирует смысл своей терминологии примером трех человеческих индивидов. Петр, Павел, Иоанн — три отдельных ипостаси, человек — их единая и нераздельная сущность.

Учение об ангелах. Ангелы созданы Богом из ничего. Количество их неисчислимо. Ангелы были созданы первоначально в меньшем количестве, но размножились впоследствии способом чистым и бесстрастным, но непостижимым для человека. Вся совокупность ангелов состоит из нескольких классов. В сочинениях Григория Нисского нет систематического деления ангелов ни на девять чинов, ни на три лика, как мы это видим у Псевдо-Дионисия Ареопагита. Различие в достоинстве и положении ангелов обусловлено не различием их природы, а степенью их нравственного совершенства, которое, как дело свободной воли, зависит от самих ангелов.

Космология. Мир материальный создан Богом из ничего. Чтобы приблизить к пониманию, каким образом Бог, Существо духовное, невидимое, неколичественное, мог создать противоположную Себе природу материи, Григорий отрицает само бытие материи. В творении мира Григорий Нисский различает два момента: мгновенное создание непосредственным творческим актом всех сил и потенций бытия и постепенное осуществление этих потенций в течение шести дней по вложенным в них законам.

Учение о спасении. В учении Григория Нисского о спасении отражается влияние Афанасия Великого и Оригена:

а. От св. Афанасия Григорий Нисский унаследовал учение об обожении человечества через соединение с Божеством. Сын Божий воспринял на Себя человеческую плоть, чтобы очистить ее от греха и сообщить ей нетление. Так как вся жизнь человека от рождения и до смерти проникнута грехом, то Божеству, воспринявшему человеческую природу, надлежало пройти через два этих предела — рождение и смерть.

b. От Оригена Григорий усвоил теорию выкупа и обольщения сатаны. Человек добровольно отдал себя в рабство сатане, поэтому диавол владел им по праву, и было бы несправедливо отнять у него человека насильственно. Вследствие этого Христос предложил ему обмен и в качестве выкупной платы Свою собственную Душу. Если бы диавол знал, что в Лице Христа обитало Божество, то он не решился бы приблизиться к Нему и не согласился бы на предлагаемые условия. Но он видел во Христе человека, хотя и исключительного.

На вопрос, не набрасывает ли теория обольщения некоторой нравственной тени на Лицо Искупителя, Григорий Нисский отвечает отрицательно, ссылаясь на два основания. Во-первых, обольщение было допущено с благой целью освободить человечество и спасти самого диавола, а во-вторых, это средство было применено к тому, кто сам обольстил человека, а воздаяние равным и есть справедливость. Искупительный подвиг Христа имеет универсальное значение. Плоды его простираются не только на весь род человеческий, но и на мир бесплотных духов добрых и злых (ср. учение Оригена).

Эсхатология. В учении о последних судьбах мира и человека св. Григорий Нисский остался верен Оригену. Мировой процесс окончится восстановлением всего в чистоту первобытного состояния (апокатастасис).

По смерти праведники, которые уже при жизни искали неба, немедленно получают райское блаженство. Грешники, утратившие возможность наслаждаться чувственными благами, которых они искали при жизни и не подготовленные к восприятию благ духовных, терпят муки совести. Дети же, умершие, не совершив ни грехов, ни подвигов добродетели, находятся некоторое время в состоянии безразличия, но постепенно путем продолжающегося и за гробом нравственного развития переходят к добру и блаженству.

По окончании исторического процесса наступит всеобщее воскресение, чтобы каждый в своем собственном теле получил или награду, или наказание.

После воскресения Праведный и Милосердный Бог употребит по отношению к грешным средства врачевания, чтобы обратить их к добру. Таковым средством будет служить адский огонь, который очистит грешника от примесей порока. При этом Бог, как врач, производящий операцию, имеет Своей целью не боль и мучения грешника, а его исцеление и употребляет такое мучительное средство не для того, чтобы карать грешника, за отсутствием иного, более легкого врачевания.

Такому же врачеванию подвергнутся демоны и сам диавол.