Христологическая направленность VI Вселенского Собора. Борьба с монофелитством.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Монофелитство (от μόνον и θέλημα - единоволие) – ересь, которая была сформулирована папой Гонорием в VII в. в ответном послании к Константинопольскому патриарху и заменила собой моноэнергизм. «Признавая Воплотившегося Бога-Слово, "действующего многообразно" и по-Божески, и по-человечески, Гонорий, однако, признает единое хотение, то есть волю». Монофелиты исходили из представления о том, что 2 воли во Христе должны быть противоположно направлены; что человечекая воля – седалище греха, которому не подвержен Спаситель. Из их учения следовало, «что воля есть атрибут не природы, а Лица, тогда как, согласно учению о Пресвятой Троице, воля в Боге является атрибутом не Божественных Лиц, но общей Им природы». Признание личной единой воли Христа рассекает Троицу на трех богов, делает человеческую природу пассивной, превращая ее в абстракцию. Наличие 2-х воль с очевидностью указывается в евангельском тексте (Лк.22, 42). Ответом на монофелитство явилось учение о 2-х волях человека прп. Максима Исповедника: «природной (θελημα φυσικον) и гномической, то есть избирательной, или воле суждения (θελημα γνωμικον)», означающей «личностный или ипостасный выбор». Не искаженная грехом, природная воля, имевшаяся у Спасителя, всегда направлена к добру, а воли колеблющейся, гномической у Христа, не имеющего человеческой ипостаси, нет.

3.Доктрина Савелия: Сыно-Отец.

Тринитарные споры.

Монархиа́нство (от греч. μόνη αρχή – единое начало), христианская ересь, возникла как реакция на гностицизм в конце II в. и представляет собой учение о едином Боге, отвергающее, «как не согласное с ним, учение о Христе, как втором Лице Св. Троицы».

Монархианство делится на два вида: динамизм и модализм (от лат. "modus" - "образ"). Для модалистов «Святая Троица это единый Бог, который проявляется в трех различных модусах. Первым с проповедью этого учения выступил Ноит в Малой Азии, в Смирне. В Рим его перенес Праксей. Затем развил пресвитер римский Савеллий (отсюда "савеллианство"), по мнению которого Бог в Самом Себе является Монадой (Μονάς), потом, при творении мира, Он проявляется во вне как Λόγος, а Логос уже проявляет Себя в модусах: в Ветхом Завете как Отец, по воплощении как Сын, с Пятидесятницы как Дух Святой. В будущем тварь исчезнет, а Бог опять сожмется в Монаду.

Модализм осужден на поместных соборах: Александрийском (261 г.) и Римском (262 г.).

Монархиане, для которых была дорога вера, не могли ни видеть во Христе Бога и признавали Его воплощением Единого Отца т. е. во Христе видели Самого Бога Отца, воплотившегося ради нашего спасения. Это движение получило название моделистов – патрепасиан. Праксей, Ноет и Савелий Птолемаидский, являются яркими представителями этого еретического учения. Ноет, в частности, учил, что Бог как некая сущность является как видимая и невидимая, таинственная и явная. Первая категория – Отец, вторая – Сын. Бог, хотевший страдать, явился Сыном, но от достойных и могущих вместить Он не скрыл и того, что Он есть Отец. Божественная личность одна – Бог Отец, Которая есть нераздельная монада. Спасителем мира есть Бог, а не простой человек, сам Бог Отец. До Своего вочеловечения Он открывался в монаде нарожденного Отца, действуя в Ветхом Завете как законодатель, а когда благоволил претерпеть рождение от Девы, то принял Модус Сына не по человечеству, а по божеству. Во время земной жизни всем объявлял, что он Сын, но кто мог вместить, не скрывал, что Он Отец. Отсюда страдание Сына есть страдание Отца. На основе учения Ноета сформировалась еретическая доктрина Савелия. Переходным пунктом стала формула Сыно-Отец и в этом понятии выразилась уверенность, что Тот Самый, Который в Евангелии является как Сын, есть вместе и Отец, следовательно, имена Отец и Сын означают одно и то же Сыно-Отец. Он утверждал, что в Боге одна Ипостась и одно существо, Бог есть безусловное единство и Он троичен не в ипостасях, а в личинах, под которыми обнаруживается единый Бог. Троичность Савелий приурочивает к истории домостроительства: значимым проявлением Отца было ветхозаветное синайское законодательство, Сына – воплощение, а Святого Духа – Его сошествие на апостолов. Προσωπον Отца прекращает своё существование, когда является Προσωπον Сына, а Сын перестаёт существовать, когда является Προσωπον Святого Духа. В Ветхом Завете действовал модус Отца, в Новом Завете – модус Сына как Спасителя и модус Духа как Осветителя. Эра Духа тоже завершится, и Монада вновь вернётся в первоначало. Существует лишь Троица откровений божественной единой сущности, но не Троица Ипостасей. Необходимо отметить, что в савелианстве модалистическое направление нашло своё полное выражение и завершение. Ответом на эту ересь стало сочинение Тертуллиана «Против Праксея» и труд Ипполита «Против ереси Ноета». На Александрийском соборе 261 г. и Римском 261г. эта ересь была осуждена.

Билет 16.