Принцип перфекционизма Личности Иисуса Христа в учениях святых отцов.

Перфекционизм (от лат. perfectio, род.п. perfectionis — совершенство), в котором смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием;

Перфекционизм (от фр. perfection ) — убежденность в том, что совершенствование, как собственное, так и других людей, является той целью, к которой должен стремиться человек. Само понятие перфекционизма возникло в протестантской среде XIX века, позже трансформировалось в классический перфекционизм И. Канта, Г. Лейбница, марксистов и подразумевало, прежде всего, внутреннее совершенствование в нравственности, развитие талантов и дарований. Ницшеанское сверхчеловечество есть тоже перфекционизм своего рода.

перфекционизм - это безгрешность Человечества во Иисусе Христе, т.е. Человечество Христа во все подобно нашему человечеству, кроме греха. Встречается и в доникейском богословии, но наиболее четко сформулированы в оросе 4 Вселенского Собора в Халкидоне

по блж.Августину, любое спасительное движение в человеке начинается нетварной энергией, совершается при помощи нетварной энергии и направлено на нетварную энергию, а у несторианствующего Пелагия цель человека стать хорошим человеком, а не Богом.

"Совершенство Личности Спасителя". Думаю, что "принцип перфекционизма"это просто неудачная формулировка вопроса что-то вроде этого:"Божественная Личность Господа Иисуса Христа всесовершенна и неделима. Это сильно ощущается во всем, что Христово. В каждой Его мысли, и слове, и деле присутствует вся Его Богочеловеческая Личность — и причем всецело и нераздельно. Во всех Своих внешних и внутренних, зримых и сокровенных выражениях Личность Богочеловека едина и неделима. Отсюда и вся жизнь Христова на земле составляет одно неразрывное органическое целое. Единством и нераздельностью Его Богочеловеческой Личности определено единство и нераздельность Его Богочеловеческого дела, свершения. Нет ничего ни в Личности, ни в жизни, ни в деятельности Господа Иисуса Христа, что можно было бы отбросить как излишнее или ненужное. Он весь — во всем Своем".

Преподобный преп. Иустин Попович. Сотериология

Речь идет о формуле (Халкидона) : "Истинный Бог и Совершенный (лат.--perfectio) Человек", то есть--о совершенстве Человеческой Природы Спасителя, действительно, "во всем подобном нам, кроме греха" (что и определяет данное совершенство--Новый Адам!)...

Однако, сам термин--не святоотеческий, ergo--неообновленческий!

 

3.История возникновения термина «богословие». Его значение. Взгляд античных философов на возникновение термина «богословие». Его значение. Взгляд античных философов на возникновение термина. Христианское осмысливание существенных свойств термина «богословие»

Богословие или "теология" (греч.) есть учение о Божестве; оно существовало и до появления христианства. Теологами в древней античности называли тех поэтов, которые занимались происхождением мира (космогония) или богов (мифология), в отличие от философов, которые рассматривали вещи сами по себе. Даже в более поздние времена Платон богословием называл мифологию, как учение о богах и их происхождении. Только с появлением стоицизма понятие "богословие" получило тот смысл, который оно имеет и теперь: учение о природе и сущности Божества: В Римской Империи глагол "богословствовать" означал "обожествлять императора, признавать его богом". В христианстве термин "богословие" появился не сразу. В начале он имел для христиан слишком языческий, мифологический привкус. Еще в III в. - т.е. через двести лет после Рождества Христова - Климент Александрийский и Ориген по-прежнему называли богословами греческих поэтов. Однако у них уже появляется предчувствие, что подлинное богословие принадлежит христианству, что если у римлян оно есть культ императора, признание его богом, то у христиан оно должно означать провозглашение Богом Христа. Только в IV в. это слово вошло в христианский обиход.

Евсевий Кесарийский называет богословом евангелиста Иоанна и сам богословствует, развивая учение о Христе как о Боге. У греческих отцов богословие постепенно стало определяться как учение оправильном Боге, и с тех пор слово это прочно вошло в христианский словарь. Авторы аскетических произведений (Евагрий, Максим Исповедник) называют богословие третьей ступенью совершенства, богопознанием через молитву, ибо только так и возможно истинное познание Божества. Наконец, особое понимание того, что есть богословие, возникло на Западе. Для схоластов оно приобрело точный, научный смысл, и такое рационалистическое отношение к богословию существует на Западе и по сей день. Что касается православия, то у нас богословием называют многое.

Можно точно разграничить, что в богословии является богословием и что богословской наукой, т.е. теми подпорками, которые служат для утверждения здания. Эти подпорки и леса часто заслоняют само здание веры, без которой не может обходиться христианская душа, однажды погруженная в крещальную купель.

Что является объектом богословия и каковы его методы? Для того, чтобы ответить на это, нужно задать себе вопрос, что такое христианство. Верить в Бога - еще не значит быть христианином. Вера в Бога есть просто деизм, а не христианство. Христианство - не просто утверждение, что Бог есть, а проповедь того, что пришел Христос Сын Божий и спас людей, что это событие совершилось в нашей человеческой истории. Для христиан христианство даже не религия, как это было в понятии римлян, т.е. связь человека с Богом, для христиан оно есть живая вера в Иисуса Христа Сына Божия. Когда я говорю, что я верую, то утверждаю, что акт этот веры спасителен и через это утверждаю некое богословие, за которым стоит определенный опыт. То, что в этом утверждении уже есть богословие, мы видим из слов Христа, когда Он проповедовал ученикам перед своим Вознесением: "Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф, 28:19). Филарет Московский говорит, что, прежде чем христиане стали называться христианами, они назывались учениками, и если христиане ими быть не хотят, то не для них было проповедано Евангелие.

Когда мы говорим: "Иисус Христос", мы исповедуем нечто. Если взять слово, которое можно найти в катакомбах, всего лишь слово или даже только знак, то оно одно уже было целым богословием. В Евангелии заключена весть о жизни, смерти и воскресении Христа. Она-то и есть объект нашей веры.

Здесь проходит строжайшая грань между богословием, и особенно христианским богословием, и философией. У нас есть тенденция смешивать богословие и философию. Однако философия не основывается на вере во что-то. В учении апостолов мы не найдем ничего абстрактного, никакой философии; даже слов "Троица", "богочеловечество" мы там не встретим. Христианство не было учением, оно было узнаванием факта, которого люди раньше не знали. Христианство же есть новая весть, факт, который совершился в мире. Поэтому все христианское богословие основано на откровении. Всякий философ, поскольку он мыслит логически, считает, что он возвещает истину. Христианство говорит о том, что истину возвещает с неба Бог, ибо все пало. Религиозная философия не есть богословие, ибо богословие знает только откровение, истину от Бога, данную не снизу, а сверху.

Богословие есть наука, которая своим объектом полагает Бога и все божественное. Оно есть раскрытие Откровения на основании самого Откровения.

Богословие есть продукт сложного развития, связанного частью с историей Церкви, частью - с патрологией. В развитии богословия имеется несколько периодов:

Церковь живет первохристианской общиной без научного богословия. Этот период заканчивается Оригеном, который есть первый из больших богословов отеческого стиля. Ориген не удержался в православии, и некоторые составные части его учения осуждены Церковью. Его роль в истории Церкви была роковой, и он не входит в число святых отцов. Но этот человек любил Христа и имел гений богословия.

Золотой век православия, век святых отцов. Он длится с IV по VIII столетие. В этот период жили великие отцы Церкви: свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, создавшие золотой фонд православного богословия.

Византийский период. В нем выделяется имя патриарха Фотия. Этот период приходится на IX в.; относительно него можно говорить о фотиевском богословии, идеи которого были впоследствии разработаны Церковью.

XV - XVII вв. В XV в. пала Византия, но до своего падения она успела передать свое наследие славянам.

Новая история, XVIII в. Школа русского богословия зарождается в Киеве под сильным влиянием Запада, которое шло через Польшу. Это новое "школьное" богословие, куда входит догматика, Новый и Ветхий Завет, другие разделы, выработано на Западе и находится под влиянием западной школьной традиции. В этих науках есть внутренняя солидарность, что полезно, но может быть и опасным.

Билет 3