Проблема монофизитства в догматической системе Льва, папы Римского.

Монофизи́тство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») — христологическая ересь, исповедующая наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, якобы полностью поглотившей человеческую природу, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественой и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство было основано константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом, поддержано Александрийским патриархом Диоскором и осуждено Православной Церковью на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.

Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория. Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408 - 450) и Маркиану (450 - 457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы.

главное деяние в жизни святителя Льва оказалось связано вовсе не с его дипломатическими или административными способностями. Промыслом Божиим именно ему, человеку, не искушенному в тонкостях тогдашних богословских споров, суждено было стать главным защитником чистоты Православия.

Весной 448 года святитель Лев получил послание от Евтихия с жалобой на Константинопольский Собор, осудивший его воззрения как еретические. Извратив в письме суть дела, Евтихий ввел святителя в заблуждение, и тот, в свою очередь, обратился к тогдашнему епископу Константинопольскому Флавиану, выражая свое недовольство действиями последнего. Недоразумение скоро обнаружилось, и святитель Лев пишет еще одно письмо епископу Флавиану, излагая в нем свое понимание соединения во Христе человеческого и Божественного естества.

На христианском Западе существует предание о том, что сам Апостол Петр принимал участие в создании этого документа. Написав послание, Лев Великий положил его на гроб Апостола и обратился к святому Петру с просьбой исправить текст послания, если в нем что-либо противоречит истине. По прошествии некоторого времени святителю Льву во время молитвы явился Апостол и сказал: "Прочитал и исправил".

На IV Вселенском Соборе (халкидонском) послание святителя Льва, наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, легло в основу вероисповедания. Когда на Соборе огласили послание святителя Льва, присутствующие святые отцы воскликнули: "Святой Апостол Петр глаголет устами Льва!".