Б. Равенство в индивидуальности и значимости

Как ипостаси Троицы равны в их значимости и в их личностной полно-ценности (см. выше, гл. 13), так и мужчины и женщины сотворены Богом как существа, равные по своей значимости и индивидуальности. Когда Богсотворил человека, он сотворил «мужчину и женщину» по Своему образу (Быт. 1:27; 5:1,2). И мужчины, и женщины в равной степени созданы по образу Божьему; и мужчины, и женщины отражают в своей жизни природу Бога. Это означает, что в жизни каждого человека мы должны видеть отражение некоторых ас-пектов природы Бога. Если бы мы жили в обществе, состоящем только из муж-чин-христиан или только из женщин-христиан, мы не получили бы столь пол-ного представления о Боге, как при созерцании благочестивых мужчин и бла-гочестивых женщин в их взаимодополняющих различиях, которые лишь вместе отражают красоту сущности Бога.

Но если мы в равной степени созданы по образу Божьему, то мужчины и женщины, несомненно, в равной степени важны для Бога и в равной степени ценны для Него. Мы от века обладаем равной значимостью в глазах Бога. Тот факт, что Писание называет и мужчин, и женщин созданными «по образу Бо-жию», должен исключить любое чувство гордости или униженности и любое представление о том, что какой-то пол «лучше» или «хуже» другого. В част-ности, в отличие от многих нехристианских культур и религий, никто не дол-жен испытывать гордости или чувства превосходства только по причине при-надлежности к мужскому полу и никто не должен чувствовать разочарование или унижение только по причине принадлежности к женскому полу3. Если Бог считает нас равными по значимости, то это разрешает все прочие вопро-сы, так как суждение Бога — это истинный стандарт личностной значимости на все времена.

3 За последние десять лет международные агентства новостей неоднократно сооб-щали о том, что в Китае родители новорожденных девочек обрекают их на смерть, чтобы родить мальчика, так как китайские законы строго запрещают наличие в семье более чем одного ребенка. Такая ужасная практика, противоречащая библейскому понятию о равной значимости мужчин и женщин, не только приводит к многочисленным смертям ни в чем не повинных детей, но и открыто провозглашает, что общество считает женщи-ну существом менее ценным, чем мужчину. В других странах те родители, которые пола-гают, что рождение мальчика предпочтительнее, чем рождение девочки, также демонст-рируют непонимание библейского учения о том, что и мужчины, и женщины полностью равны по своей значимости в глазах Бога.

Когда Павел в 1 Кор. 11:7 говорит: «Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа», он не отри-цает тот факт, что жена сотворена по образу Божьему. Он просто говорит о том, что между мужчинами и женщинами есть важные различия, которые еле-дует соблюдать в одежде и в поведении на собрании общины. Одно из этих различий заключается в том, что мужчина в своем отношении к женщине пред-ставляет Бога, каков Он есть, а женщина в этих взаимоотношениях показы-вает совершенство мужчины, от которого она была сотворена. Однако в обо-их случаях Павел подчеркивает взаимозависимость мужчины и женщины (см. ст. 11, 12).

Наше равенство перед Богом, которое отражает равенство ипостасей Тро-ицы, должно естественным образом вести мужчин и женщин к взаимному ува-жению. Гл. 31Книги Притчей Соломоновых — это прекрасная иллюстрация чествования благочестивой женщины:

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. <...> Вста-ют дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен доброде-тельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, бояшаяся Господа, достойна хвалы (Прит. 31:10,28—30)

Также и Петр призывает мужей «оказывать честь» своим женам (1Пет. 3:7), а Павел подчеркивает: «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же —от Бога»( 1 Кор. 11:11,12). И мужчины и женщины значимы в равной степени; и те и другие зависят друг от друга; и те и другие достойны чести.

В новозаветной церкви личностное равенство мужчин и женщин подчер-кивается с новой силой. В Пятидесятнице мы видим исполнение пророчества Иоиля, в котором Бог обещает нам:

...Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши... и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать (Деян. 2:17,18; цитата из Иоил. 2:28,29).

Святой Дух изливается на церковь с новой силой, и как мужчины, так и женщины получают дар особого служения. Духовные дары распределяются между мужчинами и женщинами, начиная с Пятидесятницы и в течение всей истории церкви. Каждого христианина Павел считает ценным членом тела Христова, так как «каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор. 12:7, курсив мой. — У. Г.). После перечисления даров Духа он говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11, курсив мой. — У. Г.). Такжеи Петр, обращаясь к многочислен-ным церквам Малой Азии, говорит: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:10, курсив мой. — У. Г.). Здесь не говорится, что все верующие обла-дают одним и тем же даром; здесь сказано, что как мужчины, так и женщины будут наделены ценными дарами ради служения церкви и что нам следует ожи-дать широкого и свободного распределения даров как среди мужчин, так и среди женщин.

В связи с этим едва ли правильно будет спрашивать, чьи молитвы более действенны — мужчин или женщин, кто лучше воспевает хвалы Богу — муж-чины или женщины, кто обладает большей духовной глубиной в отношениях с Богом. Мы просто не можем дать ответа на все эти вопросы. Мужчины и женщины равны в их способности получать силу Святого Духа. В истории церкви были как великие мужи, так и великие служительницы Божьи. Как мужчины, так и женщины были замечательными воинами молитвы, они в рав-ной степени покоряли как земные царства и власти, так и духовные твердыни властью Господа нашего Иисуса Христа4.

Равенство перед Богом в новозаветной церкви в еще большей степени подчеркивается в церемонии крещения. В Пятидесятницу были крещены как уверовавшие мужчины, так и уверовавшие женщины: «Итак охотно приняв-шие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех ты-сяч» (Деян. 2:41). Это очень важно, так как в Ветхом Завете символом при-надлежности к народу Божьему было обрезание, которое совершалось толь-ко над мужчинами. Новый символ принадлежности к народу Божьему — крещение, преподающееся и мужчинам, и женщинам, еще раз доказывает, что и те, и другие должны рассматриваться как полноценные и равные чле-ны народа Божьего.

4 Возможно, ответом на вопросы: «Кто лучше молится?» и «Кто лучше прославляет Бога?» будет: «И мужчины и женщины в равной степени». Хотя мужские молитвенные собрания или женские встречи очень ценны, все же нет ничего более богатого по содер-жанию и более совершенного, чем полное общение народа Божьего, мужчин и женщин, и даже детей, которые достигли того возраста, когда они уже способны осмысливать происходящее, молясь перед престолом Божьим: «При наступлении дня Пятидесятни-цы, все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1, курсив мой. — У. Г.). «Они же, выслушав-ши, единодушно возвысили голос к Богу» (Деян. 4:24, курсив мой. — У. Г.). Петр «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12, курсив мой. — У. Г.).

Равный статус всех членов народа Божьего Павел подчеркивает также в Послании к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облек-лись. Нетуже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27,28, курсив мой. — У. Г.). Павел подчеркивает здесь тот факт, что никакие классы лю-дей, например евреи, физически восходящие к Аврааму, или свободные, об-ладавшие большими экономическими и гражданскими свободами, не мог-ли претендовать в церкви на какой-то особый статус. Рабы не должны были считать себя униженными по отношению к свободным мужчинам и женщи-нам, а свободные не должны были считать свое положение более высоким, чем положение рабов. Иудеи не должны были считать себя выше эллинов, а эллины — ниже иудеев. Павел стремится к тому, чтобы мужчины не воспри-нимали образ мыслей окружавшей их культуры, и даже культуры иудаизма 1 в., и не полагали, что они обладают большей значимостью, чем женщины, или что они более ценны для Бога. Также и женщины не должны были чувст-вовать себя униженными или менее значимыми членами церкви. И мужчины и женщины, и иудеи и эллины, и рабы и свободные — все равны для Бога по значимости и ценности, равны в своей принадлежности к телу Христову, церк-ви, на все времена.

В практическом смысле это означает, что нам некого в церкви считать «людьми второго сорта». Идет речь о мужчине или о женщине, о еврее или о греке, о чернокожем или о белом, о богатом или о бедном, о здоровом или боль-ном, о сильном или о слабом, привлекательном или некрасивом, об интеллек-туальном или о малообразованном человеке — все они в равной степени цен-ны для Бога и должны быть настолько же ценны друг для друга. Такое равен-ство — замечательный аспект христианской веры, и это отличает христианство от большей части прочих религий, культур и сообществ. Подлинное достоин-ство благочестивого мужского и женского начала можно обрести только в по-слушании возрождающей мудрости Божьей, как она изложена в Писании.