В. Различие в роли

1. Взаимоотношения в рамках Троицы и мужское главенство в браке. Меж-ду лицами Троицы во всей вечности существовало равенство по значимости, индивидуальности и божественности. Однако между лицами Троицы суще-ствовало также различие по роли5. Бог-Отец всегда был Отцом, и всегда отно-сился к Сыну так, как Отец относится к Своему Сыну. Хотя все три личности Троицы равны по силе и по всем прочим свойствам, Отец обладает большим авторитетом. В Троице Ему свойственна лидирующая роль, которой Сын и Святой Дух не обладают. В творении Отец говорит и полагает начало, однако сам труд творения совершается через Сына и поддерживается постоянным присутствием Святого Духа (Быт. 1:1,2; Ин. 1:1—3; 1 Кор. 8:6; Евр. 1:2). В тру-де искупления Отец посылает Сына в мир, Сын приходит, исполняет в послу-шании Отцу порученную Ему роль и умирает во искупление наших грехов (Лк. 22:42; Флп. 2:6—8). После того как Сын вознесся на небеса, Святой Дух нисходит для того, чтобы придать Церкви силу (Ин. 16:7; Деян. 1:8; 2:1—36). Ни Отец, ни Святой Дух не пришли для того, чтобы умереть за наши грехи. Ни Отец, ни Сын не излились на церковь в Пятидесятницу с новозаветной силой. Каждое лицо Троицы обладает особой ролью, или функциями. Таким образом, различия по роли и авторитету между лицами Троицы полностью со-четаются с их равной значимостью, индивидуальностью и божественностью.

Если люди должны отражать природу Бога, то нам следует ожидать, что среди людей также будут иметь место аналогичные различия по роли, даже в отношении самого основного из всех различий между человеческими суще-ствами — различия между мужчинами и женщинами. Именно это и открыва-ется нам в библейском тексте.

5 О различиях между лицами Троицы см. в гл. 13.

Павел ясно обозначает эту параллель, когда говорит: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому муоку глава Христос, жене глава—муж, аХристу глава — Бог» (1 Кор. 11:3, курсив мой. — У. Г.).

Как Бог-Отец обладает авторитетом, которому подчиняется Сын, хотя оба они равны по божественности, так и в браке муж обладает авторитетом, кото-рому подчиняется жена, хотя они равны в своей индивидуальности6. В этом случае роль мужчины подобна роли Бога-Отца, а роль женщины — парал-лельна роли Бога-Сына. Они равны по значимости, однако им присущи раз-личные роли. В контексте 1 Кор. 11:2—16 Павел рассматривает этот факт как основание для повеления коринфянам о том, чтобы они носили различную одежду, уместную для мужчин и женщин того времени, чтобы различия между мужчинами и женщинами в христианском собрании были внешне очевидны7.

6 Иногда говорят о том, что слово «глава» в 1 Кор. 11:3 означает «источник» и никак не связано с вопросом об авторитете в браке. Напр., в отношении использования Павлом слова «глава» во фразе «всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3) Гордон Фи говорит, что « Павел может использовать здесь слово „глава" только в смысле метафоры к „источнику" и, более конкретно, к „источнику жизни", и только так его могли понять коринфяне» (The First Epistle to the Corinthians, NIC [Grand Rapids: Eerdmans, 1987], p. 503).

Также в заявлении «Мужчины, женщины и библейское равенство», опубликован-ном в СТ, April 9,1990, pp. 36,37, говорится: «Функцию мужа в качестве „главы" следует понимать в смысле его самопожертвования, любви и служения в этом отношении вза-имного подчинения (Еф. 5:21—33; Кол. 3:19; 1 Пет. 3:7)». Таким образом, слово «глава» здесь трактуется как «источник» (любви и служения), а не как «авторитет».

Ответ на такое толкование тех причин, по которым слово «глава» здесь должно озна-чать «авторитет», а не «источник», см.: W. Grudem, "Does Kephale ('Head') Mean 'Sourse' or 'Authority Over' in Greek Literature? A Survey of 2,336 Examples", TrinJ 6, n. s. (Spring 1985), pp. 38-59; W. Grudem, "The Meaning of Kephale ('Head'): A Response to Recent Studies", TrinJ 11, n. s. (Spring 1990), pp. 3—72 (reprinted in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 425—468). См. также: Joseph Fitzmyer, "Another Look at Kephale in 1 Cor. 11:3", NTS 35 (1989), pp. 503-511. Даже в тех несколь-ких примерах, в которых, как утверждается, слово «глава» могло бы означать «источ-ник», если речь идет о человеке, этот человек всегда один обладает авторитетом. В древ-негреческой литературе не было найдено примеров, которые показывали бы обратное.

7 Именно потому, что головной платок отличал женщин от мужчин в Коринфе в I в. н. э., Павел повелевает женщинам носить в церкви головной платок. Однако это не озна-чает, что женщины должны носить головные платки даже в таком обществе, в котором это не является отличительным признаком женщины. В наши дни это означает, что жен-шины должны быть одеты так, как одеваются женщины, а мужчины — как мужчины, как бы это ни было выражено в каждом конкретном обществе (Павел явно не является сторонником стиля «unisex»!). Более подробно об этом см.: Thomas R. Schreiner, "Head Coverings, Prophesiec and the Trinity: 1 Corinthians 11:2— 16", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood,^. 124—139.

2. Указания на различия в роли до грехопадения. Но действительно ли эти различия между мужской и женской ролью были частью первоначального за-мысла Божьего, или они были введены как одна из составляющих наказания за грехопадение? Когда Бог сказал Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.), не стал ли этот момент началом подчинения Евы авторитету Адама?

Представление о том, что различия по авторитету были введены лишь по-еле грехопадения, отстаивали различные авторы8. Байлзикиан9 говорит: «По-скольку власть Адама над Евой возникла в результате грехопадения, она рас-сматривается как нечто сатанинское по происхождению не в меньшей степе-ни, чем сама смерть»10.

Однако если мы исследуем текст повествования о творении в Книге Бы-тие, то увидим многочисленные указания на различия по роли между Адамом и Евой, которые существовали уже до грехопадения.

8 Aida В. Spencer, Beyond the Curse, 2d ed. (Nashville: Thomas Nelson, 1985), pp. 20—42.

9 Gilbert Bilezikian, Beyond Sex Roles (Grand Rapids: Baker, 1985), pp. 21-58.

10 Ibid., p. 58.

11 Иногда утверждают (напр., Bilezikian, Beyond Sex Roles, p. 257, n. 13), что это сооб-
ражение неприменимо к повествованию Книги Бытие, ведь животные были сотворены
прежде Адама, и, если следовать этому утверждению, Адам должен был бы подчиняться
их авторитету. В этом возражение недостает понимания того факта, что принцип перво-
родства относится только к людям, причем принадлежащим к одной семье. (Байлзикиан
выдвигает и другие возражения, но не принимает в расчет новозаветного восприятия
Быт. 2, изложенного в 1 Тим. 2:13.)

1) Адам был сотворен прежде Евы. Тот факт, что Бог сперва сотворил Ада-ма, а затем спустя некоторое время — Еву (Быт. 2:7,18:23), предполагает, что Бог рассматривал Адама как главу семьи. О такой двухступенчатой процеду-ре не говорится в связи ни с одним из созданных Богом животных, однако здесь у Бога, по-видимому, был особый план. Сотворение Адама первым со-гласуется с ветхозаветным понятием «первородства», представлением о том, что первенец обладает правом лидерства в этом поколении семьи. Весь Вет-хий Завет подразумевает право первородства, даже в случаях его продажи или иной его передачи младшим членам семьи (Быт. 25:27—34; 35:23; 38:27—30; 49:3,4; Втор. 21:15—17; 1 Пар. 5:1,2). «Право первородства» принадлежит пер-вому из родившихся сыновей, и оно остается за ним, если только не вступают в силу особые обстоятельства11. Тот факт, что мы правы, усматривая опреде-ленный смысл в сотворении Адама первым, и что этот смысл имеет отноше-ние к различиям пороли, которую Бог дал мужчинам и женщинам, подгверж-дается текстом 1 Тим. 2:13. Здесь Павел говорит, что в церкви управлять и учить должны только мужчины, и подтверждает свои слова указанием на то, что «прежде создан Адам, а потом Ева».

2) Ева была сотворена как помощник Адама. Писание уточняет, что Бог Еву создал для Адама, а не Адама для Евы. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18, курсив мой. — У. Г.). Павел рассматривает это обстоятельство как достаточно значимое, чтобы обосновать на нем различия между мужчинами и женщинами в поклоне-нии. Он говорит: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:9, курсив мой. — У. Г.). Это не подразумевает меньшей значимости, однако это ука-зывает на тот факт, что различия по роли существовали с самого начала.

В последнее время некоторые авторы доказывают, что сотворение Евы в ка-честве помощника Адаму не указывает ни на какие различия по роли или авто-ритету, так как слово «помощник» (евр.עזר) в Ветхом Завете часто употребляется для обозначения того, кто более силен или велик по сравнению с тем, кому он оказывает помощь12. Ведь слово «помощник» в Ветхом Завете употребляется даже при описании Бога, Который помогает Своему народу. Однако суть заключается в том, что в каждом конкретном деле тот, кто помогает, занимает подчиненное или более низкое положение по отношению ктому, кому оказывается помощь (и не важно, о каком значении слова «помогать» идет речь — о ветхозаветном или о нашем современном). Это верно, даже когда я «помогаю» моему соседу-мальчишке починить его велосипед — это его ответственность и его задача, а я просто посильно участвую в этом, это не моя ответственность. Дейвид Клайнз говорит о том, что весь Ветхий Завет исходит именно из такого положения вещей:

Исследовав все случаи употребления этого слова в Ветхом Завете, я пришел к следующим выводам: хотя вышестоящие могут помогать ни-жестоящим, сильные могут помогать слабым, боги могут помогать лю-дям, в самом акте помощи они занимают подчиненное положение. Это означает, что они занимают второстепенную, подчиненную роль. Их помощь может быть принципиально важной, но они помогают в каком-то деле, которое является ответственностью кого-то другого. Они не сами выполняют эту задачу, и это даже не сотрудничество, так как для подоб-ных ситуаций существуют другие термины. В еврейской культуре быть помощником не значит быть равным13.

Другое возражение заключается в том, что еврейское слово, переведенное в Быт. 2:18 как «соответствующий», подразумевает, что Ева на самом деле за-нимала главенствующее положение, поскольку это слово в действительности означает «перед»14. Однако Реймонд С. Ортлунд справедливо замечает, что это еврейское слово не может означать «главенствующий», иначе Пс. 118:168 еле-довало бы понимать так: «Все пути мои главенствуют над Тобой»! Это слово означает просто «соответствующий»15.

12 См.: Aida В. Spencer, Beyond the Curse, pp. 23-29.

13 David J. A. Clines, "What Does Eve Do to Help? and Other Irredeemably Androcentric
Orientations in Genesis 1—3". Этот доклад был зачитан на ежегодном собрании Общества
библейской литературы 7 декабря 1987 г. в Бостоне, штат Массачусетс.

14 См., напр.: Aida Spencer, Beyond the Curse, pp. 23—26. Автор говорит: «Еврейский
текст означает, что женщина — „перед" мужчиной, т. е. „главнее" его!» (р. 26).

15 Raymond С. Ortlund, "Male-Female Equality", pp. 103, 104; cf. BDB, p. 617, 2a.

3) Адам дал Еве имя. Тот факт, что Адам дал имена всем животным (Быт. 2:19,20), указывал на власть Адама над животным миром, так как в ветхоза-ветном мышлении право дать кому-либо имя подразумевало получить власть над ним (это становится очевидным, напр., когда Бог дает имена таким лю-дям, как Авраам и Сарра, или когда родители дают имена своим детям). По-скольку еврейское имя указывало на функции названного, Адам в именах называл характеристики или функции тех животных, которым он давал име-на. Поэтому, когда Адам сказал о Еве: «Она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23), это также свидетельствовало о его главенствую-щей роли '6. Это верным было до грехопадения, когда Адам называет Еву «же-ной», и точно также это истинно и после грехопадения, когда «нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20)17. Иногда говорят, что Адам на самом деле не называл Еву до грехопадения18. Однако несомненно, что, назвав свою жену словом «жена» (точнее, «жен-щина». — Примеч. пер.; Быт. 2:23), Адам дал своей жене имя, точно так же, как он дал имена всем живым существам (Быт. 2:19,20). Иногда в Ветхом Завете имена своим детям дают матери, но это не отрицает того факта, что дарование имени символизирует власть над кем-то, поскольку и матери, и отцы обладают родительской властью над своими детьми.

16 См.: Ortlund, "Male-Female Equality", pp. 102, 103.

17 Герхард фон Рад говорит: «Давайте не будем забывать, что право дать имя на Древ-
нем Востоке было правом властвовать, повелевать» (Gerhard von Rad, Genesis: A Commentary,
rev. ed. [Philadelphia: Westminster, 1972], p. 83).

18 См.: Bilezikian, Beyond Sex Roles, pp. 260, 261.

4) Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина».Пояснения относительно того факта, что Бог назвал человеческий род «мужчина», а не «женщина», или каким-либо другим словом среднего рода, были даны в гл. 20. В Быт. 5:2 говорится, что «в день сотворения их» Бог «нарек им имя: че-ловек»(אךם, т. е. «мужчина», «Адам». — Примеч. пер.). То обстоятельство, что человеческий род был назван словом, которое было также именем Адама, т. е. мужчины, а не женщины, предполагает главенство мужчины. Это напомина-ет обычай, по которому женщины в браке принимают фамилию мужа: этим подчеркивается главенствующая роль мужчины в семье.

5) Змей сперва обратился к Еве.После того как сатана согрешил, он начал пытаться исказить или испортить все, что Бог задумал и сотворил благим. Судя по всему, сатана (в виде змея), обратившись сперва к Еве, пытался из-менить соотношение ролей, искушая Еву стать главной, не подчинившись Богу (Быт. 3:1). Бог же, напротив, сначала обращался кАдаму (Быт. 2:15—17; 3:9). Видимо, Павел имеет в виду именно это изменение ролей, когда говорит: «Не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14). По крайней мере, это показывает, что сатана, обратившись сначала к Еве, пы-тался изменить порядок главенства в браке, установленный Богом.

6) После грехопадения Бог сперва обратился к Адаму.Бог обращался лично к Адаму еще до того, как была сотворена Ева (Быт. 2:15— 17), и после грехопадения, хотя первой согрешила Ева, Бог прежде пошел к Маму и призвал его к ответу за совершенный поступок; «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему. гдеты?» (Быт. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Бог воспринимал Адама как главу семьи, как человека, несущего ответственность за то, что происходит в семье. Заметьте, это произошло после того, как грех вошел в мир, но и до того, как Еве было сказано: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16), т. е. до того момента, с которого, по мнению ряда авторов, началось мужское главенство в семье.

 

7) Адам, а не Ева, представлял весь человеческий род.Несмотря на то что
Ева согрешила первой (Быт. 3:6), мы считаемся грешниками из-за греха Адама.
Новый Завет говорит нам: «ВАдаме все умирают» (1 Кор. 15:22; ср. ст. 49); «Пре-
ступлением одного подверглись смерти многие» (Рим. 5:15; ср. ст. 12—21). Это
указывает на тот факт, что Бог дал Адаму главенствующую роль в человечес-
ком роде и что эта роль не была дарована Еве.

8) Проклятие исказило прежние роли.Наказав Адама и Еву, Бог не дал но-

19 См.: Susan Т. Foh, "What is the Woman's Desire?" in WTJ, vol. 37 (1975), pp. 376-383. Фоу отмечает, что то же самое еврейское слово встречается всего несколькими стихами ниже в очень близком по смыслу утверждении, когда Бог говорит Каину: «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Параллелизм еврейского тек-ста этих двух стихов удивителен: шесть слов (в том числе союзы и предлоги) в точности одни и те же, и поставлены они в том же самом порядке. Еще четыре существительных и предлога стоят в той же позиции и несут ту же функцию в предложении, но отличаются лишь потому, что относятся к другим членам предложения. Но в этом предложении «вле-чение» греха к Каину — это, безусловно, желание подчинить или побороть его, как это явствует из образа животного, которое «лежит» у дверей и ожидает Каина. Это слово ветре-чается в Библии лишь еще один раз — в Песн. 7:10, где его смысл неясен, но значение — «желание покорить» — допустимо (отметим последовательность Песн. 2:16; 6:3; 7:10). Я не смог найти ни одного другого примера использования этого слова в древнееврей-ской литературе, хотя Фоу указывает на некоторые параллели в родственных семитских языках, подтверждающих ее мнение. (Маловероятно, чтобы это слово означало «сексу-альное влечение», так как такое влечение возникло не после грехопадения и не было частью проклятия Бога.)

вых ролей или функций; грех привнес боль и исказил те функции, которыми люди обладали ранее. Так, Адам по-прежнему нес основную ответственность за обработку земли, но земля производила «тернии и волчцы», и он ел хлеб свой в поте лица своего (Быт. 3:18,19). Также и Ева по-прежнему была ответствен-на за рождение детей, но теперь это стало даваться ей через боль: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Затем Бог внес также конфликт и боль в отношения между Адамом и Евой, которые прежде были гармоничными. Бог сказал Еве: «Кмужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над то-бою» (Быт. 3:16, курсив мой. — У. Г.). Сузан Фоу утверждает, что слово, пере-веденное как «влечение» (евр.תשוקה), означает «желание покорить» и что это слово подразумевает стремление Евы узурпировать власть своего мужа". Если такое понимание слова «влечение» верно (а это, по-видимому, так), то это оз-начает, что Бог внес конфликт во взаимоотношения между Адамом и Евой и обусловил стремление Евы противостоять авторитету Адама.

Об Адаме Бог сказал Еве: «Он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Слово «господствовать» (евр.משל), использованное здесь, обычно относится к монархическому правлению, а не к взаимоотношениям внутри семьи20. Это слово, безусловно, не предусматривает причастности подчиненных к власти, оно обозначает скорее диктаторскую, абсолютную власть, а не взвешенное, заботливое правление. Оно предполагает скорее грубость, чемдоброту. Смысл здесь таков, что Адам будет неверно использовать свою власть, грубо обраща-ясь со своей женой, и это вновь говорит о боли и конфликте в тех взаимоотно-шениях, которые прежде были гармоничными. Дело не в том, что до грехопа-дения у Адама не было власти; дело в том, что после грехопадения он злоупот-ребляет этой властью.

Итак, в обоих случаях речь идет об искажении взвешенного, смиренного главенства Адама и осознанного, добровольного подчинения Евы главенству, которое существовало еше до грехопадения.

20 См.: Втор. 15:6: «...И господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»; Прит. 22:7: «Богатый господствует над бедным»; Суд. 14:4; 15:11 (о филистимлянах, которые правили Израилем); также Быт. 37:8; Прит. 12:24 и др.

 

9) Искупление во Христе вновь утверждает верный порядок творения.Если изложенное выше утверждение об искажении ролей после грехопадения вер-но, то в Новом Завете нам следует ожидать отмены болезненных аспектов во взаимоотношениях, возникших в результате греха и проклятия. Искупление во Христе должно вернуть прежний порядок: женщины не будут восставать против власти мужа, а мужья не станут применять свою власть с грубостью. Именно это мы и видим: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:18,19; ср.: Еф. 5:22—33; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:1—7). Если бы подчинение жен мужьям было греховно, Петр и Павел не призывали бы христиан поддерживать в браке та-кую порочную практику! Они не говорят, например: «Пусть у вас в саду рас-туттернии», или: «Пусть ваши роды будут настолько болезненными, насколько это возможно», или: «Отдалитесь от Бога, оставьте всякое общение с Ним!» Искупление Христа устраняет последствия грехопадения: «Для сего-то и явил-ся Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Заповеди Нового Завета, касающиеся брака, никоим образом не дают продолжения каким-либо элементам проклятия и не одобряют греховных аспектов человеческих взаимо-отношений; они вновь утверждают порядок и различие ролей, которые изна-чально существовали в благом творении Бога.

В практическом смысле это означает, что по мере возрастания в зрелости во Христе мы все больше радуемся мудро установленному Богом различию в ролях супругов. Постигая библейское учение, как мужчины, так и женщины могут искренне сказать: «Так решил Бог, это прекрасно и справедливо, и я рад (рада) тому, как Бог сотворил меня, и доволен (довольна) той ролью, которую Он дал мне». В таком различии по роли в Троице и в семье есть вечная красо-та, достоинство и справедливость. Не задумываясь о понятиях «хуже» и «луч-ше», «важнее» или «незначительнее», как мужчины, так и женщины должны наслаждаться тем, как Бог создал их.

 

3. Еф. 5:21—33 и вопрос о взаимном подчинении. В гл. 5 Послания к Ефеся-нам читаем:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5:22-24).

В последние годы возникла дискуссия по вопросу о значении слова «по-виноваться» в этом отрывке (греч. υποτάσσω). Утверждают, что оно здесь оз-начает «быть внимательным и почтительным; действовать по любви [по отно-шению друг к другу]». Если мы понимаем данный глагол именно в этом зна-чении, то получается, что не только на жену возложена ответственность подчиняться, так как и муж, и жена должны уважать и любить друг друга. Получается, что в этом отрывке не говорится о подчинении авторитету21.

21 См., напр.: Bilezikian, Beyond Sex Roles, p. 154.

Однако такое значение для слова {Μοτάσσω не является нормативным; оно всегда подразумевает отношение подчиненности какому-то авторитету. В других случаях в Новом Завете оно употреблено для описания подчинения Иисуса авторитету Своих родителей (Лк. 2:51); о подчинении бесов учени-кам (Лк. 10:17 — здесь это слово явно не означает «действовать по любви, быть почтительным»); о подчинении граждан властям (Рим. 13:1,5; Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13); о подчинении мира Христу (1 Кор. 15:27; Εφ. 1:22); о подчине-нии Христу невидимых духовных сил (1 Пет. 3:22); о подчинении Христа Богу-Отцу (1 Кор. 15:28); о подчинении членов церкви ее руководителям (1 Кор. 16:15,16 [см.: 1 Клим. 42:4]; 1 Пет. 5:5); о подчинении жен мужьям (Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:5; ср.: Еф. 5:22,24); о подчинении церкви Христу (Еф. 5:24); о подчинении рабов хозяевам (Тит. 2:9; 1 Пет. 2:18); о подчинении христиан Богу (Евр. 12:9; Иак. 4:7). Ни один из этих типов взаимоотношений не является взаимным; т. е. мужья никогда не подчиняются (υποτάσσω) же-нам, власти — гражданам, хозяева — рабам, ученики — бесам и т. д. Вне Нового Завета это слово используется для описания подчинения и послушания солдат в армии старшим чинам22.

Самый главный аргумент, выдвигаемый в пользу толкования слова «под-чиненный» как «внимательный, тактичный», — это употребление глагола υποτάσσω в Еф. 5:18—21. Здесь Павел говорит христианам: «Исполняйтесь Духом... повинуясь друг другу». Многие авторы утверждают, что это значит, что каждый христианин должен повиноваться каждому другому христиани-ну, а жены и мужья в особенности должны «повиноваться друг другу». Такой тип отношений часто называют «взаимным подчинением», и сторонники этой теории подразумевают, что на жен не возложена особая и присущая только им обязанность повиноваться мужьям.

22 См.: Josephus, H׳i7r2.566,578; 5.309; ср.: 1 Клим. 37:2; также LSJ, р. 1897, где υποτάσσω
(в страдательном залоге) означает «быть послушным».

23 Буквальный перевод греческого слова ίδιος, «собственный».

24 Неверное понимание этого стиха возникло из представления о том, что слово
(αλλήλους), переведенное «друг другу», подразумевает полную взаимность (т. е. означает
«все всем»). Однако существует много случаев, в которых данное слово не имеет такого
смысла, а означает просто «некоторым другим», напр., в Отк. 6:4 фраза «чтобы убивали
друг друга» означает: «чтобы некоторые люди убивали других»; в Гал. 6:2 фраза «носите
бремена друг друга» не означает, что «все должны поменяться бременами с другими», это
значит, что «некоторые более сильные люди должны помочь нести бремя более слабым
людям»; в 1 Кор. 11:33 фраза «собираясь на вечерю, друг друга ждите» означает: «те, кто
пришел раньше, должны ждать тех, кто задерживается»; и т. д. (ср.: Лк. 2:15; 21:1; 24:32).
И последующий контекст, и значение слова υποτάσσω требуют понимать Еф. 5:21 так:
«Те из вас, кто подчинен власти, должны повиноваться тем, кто наделен этой властью».
(Относительно возражения о том, что подчинение в браке подобно подчинению в раб-
стве, и о том, что оба типа подчинения неправомерны см. в гл. 46.)

25 Все христиане, безусловно, должны любить друг друга и быть внимательными
друг к другу. Если именно это подразумевается под «взаимным подчинением», то никаких
возражений против этой идеи быть не может — даже если об этом не говорится в Еф. 5:21,
это имеется в виду в других текстах Библии, только выражается иными словами. Но
обычно выражение «взаимное подчинение» употребляется в другом смысле: подразуме-
вается, что никакой исключительной власти мужа в браке не существует.

Однако последующий контекст ясно показывает, что Павел имеет в виду, когда говорит в Еф. 5:21 «...Повинуясь друг другу». Павел хочет сказать: «По-винуйтесь тем людям в церкви, которые наделены властью». Это ясно следу-ет из последующего текста: жены должны повиноваться мужьям (Еф. 5:22—24), однако о подчинении мужей женам ничего не говорится. Павел даже пове-левает женам повиноваться их «собственным мужьям» (Еф. 5:22)23, а не всем людям в церкви или всем мужьям! Дети должны повиноваться своим роди-телям (Еф. 6:1—3), однако о подчинении родителей детям ничего не говорит-ся. Рабам следует повиноваться хозяевам, но не хозяевам повиноваться сво-им рабам24. Таким образом, в Еф. 5:21 не говорится о взаимном подчинении (в том смысле, что «все должны подчиняться всем»)25. Также и в Кол. 3:18,19

Павел говорит: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Госпо-де. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (см. также: Тит. 2:4,5; 1 Пет. 3:1-7).

 

Г. Замечания о практическом применении учения о браке ־׳

Если наш анализ верен, то у него должно быть и практическое примене-ние, особенно в рамках брака, а также в отношениях между мужчинами и жен-щинами в целом.

Когда мужья начинают вести себя эгоистично, резко, властно или даже жестоко, они должны помнить, что все это происходит в результате греха, в результате падения человека, что это действует разрушительно и противоре-чит целям Божьим. Такое поведение ведет к сложностям в жизни, и особенно в браке. Мужья должны исполнять новозаветные повеления о том, что им еле-дует любить своих жен, относиться к ним с почтением, уважать их и считать это своей самой главной ответственностью.

Точно так же и жены, когда они чувствуют возмущение, связанное с ав-торитетом мужа в семье, или когда они пытаются оспорить руководящую роль мужчины, должны помнить, что это результат греха и падения. Им не следует вести себя подобным образом, так как это приведет к печальным последстви-ям. Жена, которая стремится вести себя в соответствии с установлениями Бога, должна подчиняться мужу, соглашаться с его руководящей ролью в семье и радоваться этому26.

Говоря об этом, нам не следует забывать, что есть и два других, почти про-тивоположных типа искажения библейского установления. Если тирания мужа и присвоение власти женой — это агрессивные заблуждения, то два дру-гих заблуждения связаны с пассивностью или ленью. Для мужа другой край-ностью будет полная пассивность или нежелание взять на себя инициативу в семье — т. е. быть, как говорится, просто «тряпкой». В рамках этого искаже-ния библейского установления муж становится настолько «внимательным» к своей жене, что позволяет ей принимать все решения и соглашается с ней, даже когда она подталкивает его к неверным поступкам (отметим такое поведение, среди прочих, у Адама, Ахава и Соломона). Часто такие мужья отсутствуют (физически или эмоционально) — дома их просто нет, — и все их время по-священо каким-то другим заботам.

26 О том, что означает подчинение и чего оно не означает, см.: W. Grudem, "Wives Like Sarah, and the Husbands Who Honor Them: 1 Peter 3:1 —7", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 194—205.

Соответствующая ошибка со стороны жены, противоположная попыткам присвоить себе власть мужа, — это полная пассивность, нежелание участво-вать в принятии решений, нежелание давать оценку поступкам мужа, даже если он поступает неправильно. Подчинение авторитету не означает полную пассивность и согласие со всем тем, что говорит или делает человек, наделен-ный властью, — мы вовсе не в таком смысле подчиняемся власти работодате-ля или чиновника (мы, безусловно, можем быть не согласны с правительством, но при этом подчиняться ему), или даже власти служителей церкви (мы мо-жем подчиняться им, даже если мы не согласны с какими-то их решениями). Жена, безусловно, может подчиняться авторитету мужа и при этом принимать активное участие в решениях, значимых для семьи.

Итак, мужьям следует стремиться к внимательному, любовному и забот-ливому главенству в семье. Женам надлежит стремиться к активному, созна-тельному и радостному подчинению авторитету своих мужей. Избегая оши-бочных крайностей и следуя библейским установлениям, мужья и жены смо-гут открыть для себя подлинное библейское содержание мужественности и женственности, во всем их благородном достоинстве и дополняющей друг дру-га необходимости, какими и сотворил их Бог, и будут отражать образ Божий в своей жизни более полно.