В. Аргументы в защиту трихотомизма

Сторонники трихотомистской позиции приводят в подтверждение своих воззрений ряд отрывков из Писания. Здесь мы приводим те стихи, которые они используют в данной связи наиболее часто.

 

1.1 Фес. 5:23. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Разве этот стих не говорит с полной ясностью о трех составляющих человеческой природы?

 

2. Евр. 4:12. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Если меч Писания разделяет душу и дух, то разве они не являются двумя отдельными составляющими че-ловека?

 

3.1К0р. 2:14—3:4. В этом отрывке говорится о различных типах людей, о «плотских» (греч. σόρκινος, 1Кор. 3:1), «душевных» (греч. ψυχικός, 1 Кор. 2:14) и «духовных» людях (греч. πνευματικός). Разве наличие этих категорий не предполагает, что существуют различные типы людей, а именно «плотские» нехристиане, «душевные» христиане, которые следуют устремлениям своих душ, и зрелые христиане, которые следуют побуждению их духа? Разве это не предполагает того факта, что душа и дух — это различные части нашего существа?

 

4.1К0р. 14:14. Когда Павел говорит: «Ибо, когда я молюсь на незнако-мом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода», разве он не имеет в виду, что его разум занят чем-то иным, нежели дух, и разве это не сви-детельствует в пользу мнения о том, что наш разум и наше мышление следует приписывать нашей душе, но не нашему духу?

5. Аргумент, основанный на личном опыте. Многие сторонники трихото-мизма говорят, что они наделены духовным восприятием, духовным ощу-щением присутствия Божьего, которое влияет на них таким образом, что они осознают его отдельно от обычного мышления и эмоционального опыта. Они спрашивают: «Если я не наделен духом, который отличен от моих мыслей и от моих эмоций, то чем является то состояние, которое отлично от моих мыс-лей и эмоций, — нечто, подлежащее описанию только как поклонение Богу в духе и ощущение Его присутствия в духе? Разве во мне нет чего-то большего, чем мой интеллект, мои эмоции и моя воля, и разве это не следует называть моим духом?»

6. Наш дух — это то, что отличает нас от животных. Некоторые три-хотомисты утверждают, что и люди, и животные наделены душой, и говорят при этом, что именно дух отличает нас от животных.

7. Наш дух — это то, что оживает при возрождении. Трихотомисты утверждают также, что, когда мы становимся христианами, наш дух оживает в нас: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для правед-ности».

Теперь мы можем рассмотреть приведенные выше семь пунктов.