Г. Писание говорит о нематериальной составляющей человека, которая может существовать вне его тела

13 Многие тексты Писания напоминают нам о том, что наше тело и наш дух взаимо-
действуют друг с другом, но не дают никаких сведений о том, как именно они взаимо-
действуют. Беркхоф мудро замечает: «Тело и душа — различные субстанции, которые
взаимодействуют, хотя способ их взаимодействия ускользает от человеческого внима-
ния и остается для нас тайной» (Systematic Theology, p. 195).

14 Кто-то возразит, что любовь — это не просто эмоция, так как она проявляется в
поступках; часто мы можем действовать с любовью по отношению к другим людям, даже
если не испытываем к ним этого чувства. Я согласен с этим, но в любви, безусловно,
присутствует эмоциональный компонент — мы можем чувствовать любовь к другим лю-
дям, — и мы бы потеряли значительную часть богатства в наших взаимоотношениях с
Богом и с другими людьми, если бы стали отрицать это.

Ряд философов-нехристиан бросили вызов представлению о том, что че-ловек наделен некоторой нематериальной составляющей, такой, как душа или дух15. Возможно, из-за этой критики некоторые евангельские богословы с осторожностью говорят о двухчастности человеческого существа16. Они по-стоянно подчеркивают, что Библия рассматривает человека как нечто целое. Это действительно так, но данный факт не следует использовать для отрица-ния той истины, что Писание также видит природу человека как единство, состоящее из двух различных элементов. Конечно, те философы, которые убеждены, что никакой духовной сферы, недостижимой для чувственного вое-приятия, просто не существует, и, исходя из этой предпосылки, утверждают, что нет ни Бога, ни небес, ни ангелов, ни бесов, будут использовать схожие аргументы и для отрицания того факта, что люди обладают душой, которая отлична от тела. Представление о том, что мы наделены духом, или душой, принадлежит к невидимой, духовной сфере, и даже среди христиан считается лишь субъективным представлением. Поэтому наше знание о существовании человеческой души следует, прежде всего, основывать на Писании, в котором Бог ясно свидетельствует о существовании этого нематериального аспекта нашей сущности. Тот факт, что эта истина о нашем существе не может быть ясно познана вне свидетельства Писания, не должен удерживать нас от ее утверждения.

15 См.: Millard Erickson, Christian Theology, pp. 530—536, где приводятся ссылки на
соответствующую литературу.

16 См., напр.: G. С. Berkouwer, Man, the Image of God, pp. 194—233.

Писание совершенно неоднозначно говорит о том, что у нас есть душа, которая отличается от нашего физического тела, и что она может действо-вать сравнительно независимо от наших обычных мыслительных процессов (1 Кор. 14:14; Рим. 8:16). Оно утверждает также, что, когда мы умираем, душа способна совершать осмысленные действия и общаться с Богом вне нашего физического тела. Иисус сказал умирающему разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Л к. 23:43), несмотря на то что физические тела их обоих ожи-дала скорая смерть. Когда Стефан умирал, он знал, что сразу же отправится в присутствие Господа, так как он молился: «Господи Иисусе! приими духмой» (Деян. 7:59). Павел не боится смерти, ибо он говорит: «Имею желание разре-шиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23). Это состояние он противопоставляет жизни в этом мире, которую характери-зует словами «оставаться во плоти» (Флп. 1:24). Он даже говорит: «Мы... же-лаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8); следователь-но, он уверен в том, что после физической смерти его дух отправится в при-сутствие Господне и там сразу же станет наслаждаться общением с Господом. Книга Откровение напоминает нам, что «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Отк. 6:9), находятся на небесах и вопиют к Богу о совершении справедливости на земле (Отк. 6:10; ср. также: 20:4).

Да, в этой жизни Писание рассматривает нас как единство, в котором тело и дух действуют вместе, как одна личность, тем не менее между нашей физической смертью и днем возвращения Христа наступит такой период, ког-да наш дух будет существовать отдельно от нашего физического тела17.

 

Д. Каково происхождение наших душ?

Как возникают наши индивидуальные души? В христианско-богослов-ском учении о душе есть два направления: креационизм и традуцианизм.

Креацианизм утверждает, что Бог каждый раз создает новую душу из ни-чего и посылает ее в тело человека в какое-то время между зачатием и рожде-нием. Традуцианизм утверждает, что душа, также как и тело ребенка, насле-дуется от отца и матери во время зачатия. Оба эти воззрения имели многочис-ленных сторонников, и креацианизм со временем стал преобладать в Римско-католической церкви. Лютер выступал в защиту традуцианизма, тогда как Кальвин отстаивал креацианизм. С другой стороны, многие бого-словы-кальвинисты позднейшего времени, такие, как Джонатан Эдварде и Α. X. Стронг, склонялись к традуцианизму (как и большинство современных лютеран). Креацианизм также имеет много сторонников в кругах современ-ных евангельских христиан18.

Есть еще одно распространенное представление, которое называется пре-экзистенцианизм. Оно заключается в том, что души людей существуют на не-бесах задолго до того, как их тела начинают формироваться во чреве матери, а Бог низводит эти души на землю, чтобы соединить их с телами детей, которые растут в утробе. Однако эта точка зрения не поддерживается ни католически-ми, ни протестантскими богословами. Она опасно схожа с представлениями о реинкарнации, свойственными восточным религиям. Более того, такое пред-ставление не подтверждается Писанием. До того как мы были зачаты в утробе матери, мы просто не существовали. Нас не было. Конечно, Бог смотрел в бу-дущее и знал, что мы будем существовать, но такое видение сильно отличает-ся от мнения о том, что мы реально существовали когда-то в прошлом. Такое представление предлагает рассматривать нашу жизнь как переходное или маловажное состояние и думать о жизни в теле как о чем-то менее желанном, а о рождении и воспитании детей как о чем-то менее важном.

17 Вопрос о «промежуточном состоянии» между смертью и возвращением Христа рассматривается в гл. 40.

,8См., напр.: Berkhof, Systematic Theology, pp. 196—201.

В защиту традуцианизма можно сказать, что Бог сотворил человека по Своему образу (Быт. 1:27), и это подразумевает схожесть с Богом в порази-тельной способности «творить» другие человеческие существа, подобные нам.

Поэтому как животный и растительный мир производит потомков «по роду их» (Быт. 1:24), так же и Адам и Ева были способны рождать подобных им детей, наделенных, наряду с физическим телом, духовной природой. Это как бы дает нам основания полагать, что дух или души детей Адама и Евы произошли от самих Адама и Евы. Более того, Писание иногда говорит о потомках людей, которые неким образом присутствуют в теле одного из представителей преды-дущего поколения. Так, автор Послания к Евреям, например, говорит, что, ког-да Мелхиседек встретил Авраама, «Левий... был еще в чреслах [его]» (Евр. 7:10). И наконец, традуцианизм может объяснить, как грехи родителей могут перейти на детей, при том что Бог не несет прямой ответственности за творение грешной души, или души, предрасположенной к совершению греха.

Однако библейские аргументы в пользу креацианизма все же отвечают на поставленный вопрос более конкретно, и в его поддержку есть важные сви-детельства. Во-первых: «...Наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3). Это указывает нам на тот факт, что не только душа, но и личность ребенка в целом, в том числе и его тело, есть дар от Бога. Учитывая эту точку зрения, странно было бы думать, что отец и мать лично несут от-ветственность за какой-либо из аспектов сущности ребенка. «Ибо Ты устро-ил внутренности мои, — говорит Давид, — и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13). Исайя говорит, что Бог дает дыхание людям на земле и «духхо-дящим по ней» (Ис. 42:5)'9. Захария говорит о Боге: «...Образовавший дух че-ловека внутри его» (Зах. 12:1). Автор Послания к Евреям называет Бога «От-цом духов» (Евр. 12:9). Трудно избежать вывода о том, что Бог творит наш дух, или души.

19 Вместо слова «дух» N1V переводит: «жизнь», но в оригинале находим ПЛ, обыч-ный древнееврейский термин для обозначения «духа».

И все же нам следует с осторожностью делать выводы на основании этих данных. Рассмотрев учение о провидении Божьем в гл. 15, мы пришли к вы-воду, что Бог обычно использует вторичные причины. Он часто достигает сво-их целей через поступки людей. И это, безусловно, относится также и к зача-тию и рождению детей. Даже если мы говорим, что Бог создает индивидуаль-ные души для людей до того, как они рождаются, и что именно Он решает, каким детям быть зачатыми и рожденными, мы, тем не менее, также должны признать, что дети не могут быть рождены без физического соединения муж-чины и женщины в зачатии ребенка! Поэтому мы не должны совершать ошиб-ку и говорить, что отец и мать не играют никакой роли в творении ребенка. Даже если мы говорим, что Бог есть «Отец духов» и Творец каждой человечес-кой души так же, как Творец и Создатель каждого из нас, мы все же должны утверждать, что Бог осуществляет подобное творение через удивительный про-цесс появления потомства. Мы ничего не можем сказать о том, вовлекает ли Бог в процесс сотворения души в какой-то степени также отца и мать. Это происходит в невидимой сфере духа, о которой мы не имеем никакой инфор-мации, помимо Писания. А по данному вопросу Писание просто не предо-ставляет нам достаточное количество данных.

Тем не менее аргументы, свидетельствующие в пользу традуцианизма, нельзя признать вполне убедительными. Адам и Ева рождали детей по образу своему (см.: Быт. 5:3), следовательно, можно предположить, что дети неким образом наследуют душу от своих родителей; но это может означать также, что Бог дает ребенку индивидуально сотворенную душу и что эта душа наде-лена наследственными чертами и теми личностными характеристиками, ко-торые Бог позволил ему получить по происхождению от конкретных родите-лей. Представление о том, что Левий был все еше в теле Авраама (Евр. 7:10), правильнее всего было бы понимать в фигуральном смысле, а не в букваль-ном. Более того, в любом случае, в этом отрывке речь идет не просто о душе Левия, а о самом Левин, как личности в целом, включая душу и тело, — при том что тело Левия, безусловно, не присутствовало физически в теле Авраама, так как в тот период времени не существовало никакой отдельной комбина-ции генов, о которых можно было бы сказать, что это Левий, и никто другой. И наконец, поскольку Бог производит в физическом мире действия, которые согласуются с волевыми действиями человеческих существ, то не трудно пред-положить, что Бог дает каждому ребенку человеческую душу, которая облада-ет склонностью к греху, схожей со склонностями, свойственными родителям этого ребенка. Ведь в десяти заповедях сказано, что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидя-щих [Его]» (Исх. 20:5). Но и вне связи с вопросом о человеческой душе мы знаем из человеческого опыта, что дети действительно часто повторяют как хорошие, так и дурные черты своих родителей, и не только подражая, но и бла-годаря наследственности. В этом есть просто указание на то, что Бог, творя человеческую душу, действует в согласии с человеческой природой.

В заключение следует сказать, что было бы трудно отвергнуть свидетель-ство Писания о том, что Бог активно творит каждую человеческую душу, так же как Он активно действует во всех свершениях, которые имеют место в Его творении. Однако Писание нам не раскрывает, насколько широко Бог ис-пользует вторичные причины (т. е. наследственность). Поэтому не стоит тра-тить более продолжительное время на обсуждение этого вопроса.