Д. Бог оправдывает нас по нашей вере в Христа

В начале этой главы мы отметили, что оправдание обретается после спа-сительной веры. Павел ясно говорит об этом: «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами зако-на не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел указывает, что сначала обретается вера, и именно ради того, чтобы быть оправданным. Он также говорит, что Христос обретается «чрез веру» и что Бог является «оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Вся гл. 4 По-слания к Римлянам — это доказательство того факта, что мы оправдываемся верой, а не делами, так же как Авраам и Давид. Павел говорит: «Оправдавшись верою» (Рим. 5:1).

Писание отнюдь не говорит, что мы оправдываемся благодаря благому характеру, который внутренне присущ нашей вере, словно бы вера была неко-ей заслугой перед Богом. Писание не позволяет нам думать, что наша вера сама по себе есть заслуга перед Богом. Напротив, Писание говорит, что мы оправдываемся «чрез» веру, подразумевая, что вера — инструмент, посредством которого нам даруется оправдание, а не что-то заслуживающее благосклон-ность Бога. Мы оправдываемся исключительно благодаря заслугам Христо-ва труда (Рим. 5:17—19)13.

Однако мы можем задаться вопросом, почему Бог избрал веру в качестве того состояния сердца, которым мы и достигаем оправдания. Почему Бог не решил даровать оправдание всем тем, кто показывает искреннюю любовь? Или радость? Или удовлетворенность? Или смирение? Или мудрость? Поче-му Бог избрал веру в качестве средства, с помощью которого мы оправдыва-емся?

13 Примером из обыденной жизни может служить получение чека за работу, выпол-ненную для нанимателя. «Способом» или «инструментом», с помощью которого я полу-чаю этот чек, является то, что я протягиваю руку и вынимаю конверт из моего почтового ящика, а затем открываю его и достаю чек. Но работодатель не платит мне ни за одно из этих действий. Плата осуществляется исключительно за работу, которую я выполнил еще до этого. Ведь вытаскивание чека из конверта не принесло мне ни цента из заработан-ных мною денег — это был просто инструмент или способ, который я использовал, чтобы получить деньги. Сходным образом и вера есть инструмент, который мы используем, чтобы получить оправдание от Бога, но сама по себе она ни в коей мере не является заслугой. (Эта аналогия полезна, но несовершенна, поскольку прежде я все же работал, чтобы заслужить деньги, тогда как оправдание основано на труде Христа. Аналогия была бы точнее, если бы я работал, а затем умер, а уже затем моя жена вынула бы чек из почтового ящика.)

Очевидно, что все обстоит именно таким, а не иным образом, потому что вера—это то состояние сердца, которое прямо противоположно самоуверен-ности. Когда мы приходим к Христу в вере, мы говорим главное: «Я сдаюсь! Я больше не могу полагаться на самого себя и на мои добрые дела. Я знаю, что сам я не могу сделать себя праведным перед Богом. Поэтому, Иисус, я доверя-юсь Тебе и полностью полагаюсь на Тебя, чтобы обрести праведность перед Богом». Таким образом, вера — полная противоположность состояния, в ко■■■ тором человек полагается на себя самого, а потому вера — это то состояние, которое превосходно подходит для спасения, которое совершенно не зависит от наших заслуг, но полностью обусловлено свободным даром Божьей благо-дати. Павел объясняет это, когда говорит: «Итак по вере, чтоб было помилос-ти, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама» (Рим. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Вот почему рефор-маты, начиная с Мартина Лютера, так настойчиво утверждали тот факт, что оправдание обретается не через веру плюс в определенной степени наши за-слуги или добрые дела, а через одну только веру. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие14 не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Павел постоянно повторяет, что «делами за-кона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20); о том же самом идет речь в Послании к Галатам 2:16; 3:11; 5:4.

Однако согласуется ли это с Посланием Иакова? Что Иаков имеет в виду, когда говорит: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою толь-ко?» (Иак. 2:24, курсив мой. — У Г.). Здесь мы должны отдавать себе отчет в том, что Иаков употребляет слово «оправдывать» не в том смысле, в котором это слово употребляет Павел. В начале этой главы мы отметили, что слово «оправдывать» обладает целым рядом значений и что одно из самых распро-страненных — «признать праведным», но мы также должны отметить, что греч. δικαιόω может также означать «демонстрировать или выказывать пра-ведность». Например, Иисус сказал фарисеям: «Вы выказываете себя пра-ведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Сутьзаклю-чалась не в том, что фарисеи делали здесь и там официальные заявления о том, что они были «невиновны» перед Богом, а в том, что фарисеи всегда ста-рались показать другим, что они были праведны в своих внешних поступках. Иисус знал, что на самом деле они вовсе не были таковы: «Но Бог знает серд-ца ваши» (Лк. 16:15). Таким же образом и законник, который решил испы-тать Иисуса, спросив Его, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, на первый вопрос Иисуса ответил верно. Но когда Иисус сказал ему: «Так по-ступай, и будешь жить», законникне был удовлетворен. Лука говорит: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:28,29, кур-сив мой. — У. Г.). Он не хотел заявить, что он невинен в глазах Бога; скорее он хотел «выказать себя праведным» перед теми, кто его слушал. Есть и другие примеры употребления слова «оправдывать» в значении «выказывать себя пра-ведным»: Мф. 11:19; Лк. 7:35; Рим. 3:4.

14 Слово, переведенное как «сие», — это местоимение среднего рода τοΰτο, которое относится не к слову «вера» и не к слову «благодать» (поскольку по-гречески это имена существительные женского рода), но к предыдущему высказыванию в целом, которое содержит в себе мысль о том, что вы были спасены благодатью через веру.

Трактовка гл. 2 Послания Иакова зависит не только от того, что мы при-нимаем «выказывать праведность» в качестве значения слова «оправдывать», но также и оттого, что это значение согласуется с контекстом гл. 2 Послания Иакова. Когда Иаков говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (ст. 21, курсив мой. — У. Г.), он говорит о чем-то, происшедшем позже в жизни Авраама, о жертвоприно-шении Исаака, описанном в Быт. 22. Это произошло гораздо позже времени, описанного в Быт. 15:6, когда Аврам поверил Богу, «и Он вменил ему это в праведность». Но именно это более раннее событие в начале отношений Ав-раама и Бога Павел приводит в гл. 4 Послания к Римлянам. Павел говорит о том времени, когда Бог раз и навсегда оправдал Авраама, вменив ему правед-ность в результате веры Авраама в Бога. А Иаков говорит о гораздо более позд-нем событии, происшедшем после того, какАвраамвтечениемногихлетпрож-дал рождения Исаака, и после того, как Исаак стал достаточно взрослым, что-бы быть в состоянии нести дрова на гору для жертвоприношения. Тут Авраам «показал себя праведным» своими делами, и в этом смысле Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, «возложив на жертвенник Исаака, сына сво-его» (Иак. 2:21)15.

Такое понимание подтверждается и более широким контекстом рассуж-дения Иакова. Он подчеркивает, что простое интеллектуальное согласие с Евангелием — это такая «вера», которая вовсе верой не является. Он спорит с теми, кто говорит, что у них есть вера, но в их жизни не видно никаких изме-нений. Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Иаков просто говорит здесь, что «вера» без результа-тов, или «дел», вовсе не является верой, это «мертвая» вера Он не отрицает ясного учения Павла о том, что оправдание (в смысле официального признания Богом того, что наши грехи прощены) достигается одной только верой, а не делами за-кона; он просто утверждает совсем другую истину, а именно что «оправдание», в смысле внешней демонстрации праведности, происходит только тогда, когда мы наблюдаем свидетельства этого в чьей-либо жизни. Иными словами, Иаков говорит, что человек «показывает себя праведным делами, а не одной только ве-рой». С этим, несомненно, согласился бы и Павел (2 Кор. 13:5; Гал. 5:19—24).

15 Ведь Иаков цитирует текст «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в правед-ность» в ст. 23, но говорит при этом, что слово Писания «исполнилось», когда Авраам принес в жертву своего сына, явно имея в виду, что прежнее признание праведности тогда вылилось в дела; в жизни Авраама стало видно, что оправдание было истинным, именно тогда, когда он возложил Исаака на алтарь.

Практические выводы из учения об оправдании одной только верой име-ют огромное значение. Во-первых, это учение дает нам возможность дать под-линную надежду неверующим, которые осознают, что они никогда не смогут сами сделать себя праведными перед Богом: если спасение — безвозмездный дар, который обретается одной только верой, то любой, услышавший Благую весть, может надеяться, что вечная жизнь даруется безвозмездно и может быть обретена.

Во-вторых, это учение дает нам уверенность в том, что Бог никогда не при-нудит нас нести наказание за грехи, которые забыты в заслугах Христа. Ко-нечно же, мы можем продолжать страдать от обычных последствий греха (ал-коголик, бросивший пить, можетощущать физическую слабость до конца своей жизни, а вор, который оправдан, может, тем не менее, отправиться в тюрьму, чтобы понести наказание за преступление). Более того, Бог может дисциплини-ровать нас, если мы продолжаем неповиновение Ему (см.: Евр. 12:5—11), и Он делает это по любви и ради нашего же блага. Но Бог никогда не будет мстить нам за наши прошлые грехи, или принуждать нас нести наказание за них, или в гневе наказывать нас, намереваясь причинить нам боль. «Итак нет ныне ни-какого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Этот факт дол-жен приносить нам огромную радость. Мы должны быть уверены, что Бог при-нял нас и мы стоим пред Ним как «невиновные» и «праведные» навеки.