Д. Возраст, в котором следует принимать крещение

Итак, те, кого аргументы в пользу крещения верующих убедили, вероят-но, спросят, в каком же возрасте следует крестить детей.

Наиболее прямой ответ на этот вопрос таков: крестить детей следует, ког-да они становятся достаточно взрослыми для того, чтобы дать заслуживающее доверия исповедание веры. Невозможно установить точный возраст в каждом конкретном случае, но если родители видят убедительные признаки подлин-ной духовной жизни и понимают, что их ребенок осознает истины, касающиеся веры в Христа, то крещение может быть совершено. Конечно, это требует за-боты церкви и пояснительной работы родителей дома. Точный возраст, в ко-тором следует совершать крещение, будет варьироваться от ребенка кребенку и, в каком-то смысле, от церкви к церкви27.

 

Е. Прочие вопросы

1. Есть ли повод разделяться по вопросу крещения? Многие годы среди протестантов не было единства по этому вопросу. Но, может быть, есть воз-можность прийти к согласию?

25 Об оправдании см. в гл. 35.

26 О новом рождении см. в гл. 33.

27 Я крестил своих троих детей, когда им было от семи до десяти лет и когда они
достаточно хорошо стали понимать Евангелия и обнаружили подлинные признаки веры
в Христа. Во всех трех случаях, я полагаю, крещение могло быть совершено немного
раньше, но мы откладывали его, следуя традиции той церкви, членами которой мы были,
поскольку детей младше семи лет там не крестили. (Баптисты Соединенного Королев-
ства обычно допускают к крещению детей более старшего возраста.)

Один из путей — это признать, что крещение не является первостепен-ным учением веры и что можно уважать мнение друг друга и не позволять различиям в этой сфере стать причиной разделений в теле Христовом28. Это озна-чает, что можно оба подхода применять на практике.

Несомненно, это будет нелегко как для баптистских, так и для педобап-тистских деноминаций, поскольку сложилась давняя традиция отстаивать ту или иную точку зрения по этому вопросу. Конечно, христиане должны сами решить, как они относятся к крещению, однако вряд ли деноминационные различия в этом вопросе должны вести к разделению. Церквам также не еле-дует навязывать тот или иной взгляд на крещение тем, кто учит в церкви или хочет принять сан29. В частности, это означает, что баптистским церквам еле-дует принимать в общение тех, кто был крещен в детстве и чьи убеждения под-тверждают, что нет необходимости в повторном крещении. Конечно, они мо-гут изложить свою точку зрения, но если люди не согласятся с их доводами, товрядли нужно чинить препятствие тем, кто хочет стать членом их церкви. Какое благо принесет такой барьер? И конечно, много вреда принесет неже-лание демонстрировать единство Церкви. Вряд ли стоит отвергать тех, кого Господь привел в эту общину.

28Я понимаю, что многие читатели не согласятся со мной и скажут, что крешение — очень важный вопрос, поскольку различия затрагивают понимание самой природы Церк-ви. Многие баптисты скажут, что практика детского крещения совершенно не согласу-ется с идеей о Церкви, которая состоит только из веруюших, а многие педобаптисты скажут, что не практиковать детское крещение — значит противоречить идее общины завета, которая включает в себя и детей верующих.

Я призвал бы всех, кто рассуждает таким образом, вспомнить, как много общего у них с евангельскими христианами, придерживающимися противоположной точки зре-ния по этому вопросу, — не с теми, кто и по другим вопросам придерживается иных взглядов, а с теми из оппонентов, которые в большинстве случаев согласны с ними в других аспектах христианской жизни. Многие баптисты действительно поощряют при-сутствие детей в церкви, и многие педобаптисты действительно молятся о спасении сво-их крещеных детей с той же пылкостью, с какой баптисты молятся о спасении своих некрещеных детей. В том, что касается церковного общения, евангельские педобаптисты действительно требуют заслуживающего доверия исповедания веры, прежде чем дети могут стать полноправными членами церкви (их называют «причастниками», т. е. при-нимающими причастие). Они также требуют заслуживающего доверия исповедания веры, прежде чем взрослому человеку будет позволено присоединиться к церкви.