А. Вопросы, касающиеся духовных даров

Прежде в систематических богословиях не помещали разделов, посвящен-ных духовным дарам, поскольку не многих в церкви интересовали вопросы о природе и использовании духовных даров. Однако в XX в. эти вопросы нача-ли привлекать к себе повышенное внимание, в первую очередь благодаря пя-тидесятническому и харизматическому движению. В этой главе мы сначала рассмотрим несколько общих вопросов, касающихся духовных даров, а за-тем исследуем особый вопрос отом, прекратились ли некоторые (чудесные) дары в наше время. В следующей главе мы рассмотрим новозаветное учение о духовных дарах.

1 Когда внешне естественные дары (такие, как учение, пожертвование, управле-ние и музыкальные способности) получают поддержку от Святого Духа, то, как правило, наблюдается возрастание эффективности и силы при их использовании. Павел говорит, что коринфяне «обогатились» всяким словом и всяким познанием, когда обрели духов-ные дары (1 Кор. 1:5—7). Любой пастор, который проповедовал в течение какого-то вре-мени, знает разницу между проповедью, произнесенной с помощью собственных «есте-ственных» способностей, и проповедью, произнесенной в помазании Святого Духа.

Понятие «духовные дары» можно определить следующим образом: духов-ный дар — это любая способность, усиленная Святым Духом и используемая для служения. Это широкое определение включает в себя как дары, связанные с естественными способностями (такие, как учение, милосердие или управ-ление), так и дары, которые кажутся более «чудесными» и менее связанными с естественными способностями (такие, как пророчество, исцеление или различение духов). Павел, когда говорит о духовныхдарах (см.: Рим. 12:6—8; 1Кор. 7:7; 12:8—10,28; Еф. 4:11),перечисляет оба вида даров. Ивсе же не все естественные способности могут быть включены в это определение, поскольку Павел ясно говорит, что все духовные дары должны быть усилены «одним и тем жеДухом»(1Кор. 12:11),что все они даны «каждому... напользу»(1Кор. 12:7)и что все их следует использовать для «назидания» (1Кор. 14:26)или для со-зцдания Церкви1.

1. Духовные дары в истории искупления. Нет никакого сомнения в том, что Святой Дух действовал в ветхозаветную эпоху, приводя людей к вере и со-вершая великие деяния в таких людях, как Моисей и Самуил, Давид и Илия. Но в целом это было менее мощное действие Святого Духа в жизни больший-ства верующих. Действенная проповедь другим народам была ограничена, изгнание бесов2 было неизвестно, чудесные исцеления были нечасты (хотя и происходили, особенно в служении Илии и Елисея), пророчества были даны нескольким пророкам или маленьким группам пророков, и люди редко обре-тали «силу воскресения» как власть над грехом (в том смысле, как это описа-но в Рим. 6:1-14 и Флп. 3:10).

Однако очень часто пророчества Ветхого Завета устремлены в будущее, в то время, когда сила Святого Духа распространится на весь народ Божий. Моисей сказал: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29). Господь же пророчество-вал через Иоиля:

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоил.2:28,29).

Иоанн Креститель укрепляет в народе надежду на исполнение проро-чества Иоиля, когда говорит, что после него придет некто, Кто «будет крес-тить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; ср.: Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5).

Когда Иисус начинает Свое служение, Он приносит полноту и силу Свя-того Духа. Лука пишет: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). В результате этого Он учит с великой властью (Лк. 4:15—22), исцеляет и изго-няет бесов из всех одержимых (Лк. 4:31—41). Очевидно, что Иисус пришел в великой новозаветной силе Святого Духа и победил царство сатаны.

2 Единственное событие в Ветхом Завете, похожее на изгнание бесов, — это слу-чай, когда Давид играл на лире царю Саулу: «И отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23). Но Давиду приходилось делать это всякий раз, «когда дух от Бога бывал на Сауле» (там же), и это свидетельствует о том, что Саул не мог навсегда освободиться от бесовского плена.

Он говорит, что сила Святого Духа, которая действует в Нем и дает Ему власть изгонять бесов, — это признак того, что Царство Божье приблизилось: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Цар-ствие Божие» (Мф. 12:28). Оглядываясь назад, на жизнь и служение Иисуса, Иоанн говорит нам: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Однако эта новозаветная сила Святого Духа не ограни-чена только служением Иисуса. Он послал Своих учеников со словами: «Приблизилось Царство Небесное» и добавил: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8). Тем не менее эта новозаветная сила Святого Духа распространялась не на всех, кто уверо-вал в Иисуса и следовал за ним, а только на Его двенадцать учеников или Его семьдесят учеников (Л к. 10:1—12).

Излияние Святого Духа в новозаветной полноте и силе произошло в Пя-тидесятницу. Прежде чем Иисус вознесся на небо, Он повелел Своим апосто-лам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца», а обе-щанное заключалось в следующем: «Чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4,5). Он обещал им: «Вы примете силу, ког-да сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8). Когда Дух излился на Церковь в Пятидесятницу, Петр понял, что пророчество Иоиля исполнилось, так как он сказал: «Это есть предреченное пророком Иоилем» (Деян. 2:16), а затем про-цитировал пророчество Иоиля (ст. 17—21). Петр осознал, что новозаветная сила Святого Духа сошла на народ Божий и новозаветная эпоха началась как пря-мой результат действия Иисуса на небесах. Он сказал:

Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв воз-несен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, из-лил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2:32,33, курсив мой. — У. Г.).

На основании служения Иисуса и раннего служения апостолов с Иису-сом, ученики в Пятидесятницу могли по праву ожидать, что мощная пропо-ведь, освобождение от власти бесов, физическое исцеление и, возможно, так-же пророчества, сны и видения начнут присутствовать среди тех, кто верует в Христа, и что эти явления станут признаками новозаветной эпохи, которая началась в Пятидесятницу. Еще один признак излияния Святого Духа — это широкое распространение духовных даров среди всех людей: сыновей и доче-рей, молодежи и стариков, слуг и служанок, как и говорил Иоиль, все полу-чили усиление Святого Духа, и люди ожидали, что они также получат и дары Святого Духа3. Именно это и произошло в ранней Церкви (см.: 1 Кор. 12:14; Гал. 3:5; Иак. 5:14,15). Уорфилд сказал:

Мы оправданно считаем эти чудесные дары признаком апостоль-ской церкви. Исключениями являются не те церкви, где эти дары при-сутствовали, а те, в которых даров не было... Апостольская церковь была по преимуществу церковью, творящей чудеса1 (курсив мой. — У. Г.).

' О крещении Святым Духом см. в гл. 38. 4 В. В. Warfield, Counterfeit Miracles, p. 5.

(Это верно независимо оттого, какого взгляда человек придерживает-ся относительно продолжения действия чудесных даров в послеапостоль-ское время.)

2. Цель духовных даров в новозаветную эпоху. Духовные дары даются ве-рующим для того, чтобы дать Церкви возможность осуществлять свое слу-жение до тех пор, пока не возвратится Христос. Павел говорит коринфянам: «Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Гос-пода нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7). Здесь он связывает обладание ду-ховными дарами с их статусом в истории искупления (ожидание возвраще-ния Христа), подразумевая, что духовные дары даны Церкви на период между вознесением Иисуса и Его возврашением. Павел смотрит в будущее, в то вре-мя, когда возвратится Христос, и говорит: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:10). Он указывает также, что эти дары — нечто, существующее лишь «отчасти» (о них говорится в ст. 8,9), — будут действовать только до возвращения Христа, после чего они будут заме-нены на нечто несравненно большее5. И в самом деле, излияние Святого Духа «в силе» в Пятидесятницу (Деян. 1:8) дало Церкви возможность проповедо-вать Евангелие (Деян. 1:8), — а проповедь Евангелия будет продолжаться до возвращения Христа. Павел напоминает верующим, что в использовании ду-ховных даров они должны стремиться «обогатиться ими к назиданию церк-ви»(1 Кор. 14:12). И наконец, он уточняет, что когда Христос вознесся на небо, Он дал дары «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Хри-стова» (Еф. 4:12).

Однако духовные дары не только «совершают» Церковь до того времени, когда возвратится Христос, они также предвещают будущий век. Павел напо-минает коринфянам, что они «обогатились» всяким словом и всяким позна-нием, и поэтому у них нет «недостатка ни в каком даровании» (1 Кор. 1:5,7). Конечно, это обогащение в слове и познании не дало им совершенства речи и знания, доступные на небесах, это было лишь предвкушение небесного со-вершенства. Павел также напоминает коринфянам, что духовные дары — это нечто, что дано нам лишь «отчасти», а когда возвратится Христос, придет «со-вершенное», тогда дары прекратятся (1 Кор. 13:10). Сам Святой Дух в этом веке — лишь «залог» (2 Кор. 1:22; ср.: 2 Кор. 5:5; Еф. 1:14) более полной рабо-ты Святого Духа в грядущем веке, также и дары Святого Духа дают нам лишь частичное предвкушениеболее полного действия Святого Духа в грядущем веке.

5 Такая интерпретация 1 Кор. 13:10 более подробно аргументируется в подразд. Б.

Итак, дары проницательности и интуиции дают лишь предварительное представление о том, какой проницательностью мы будем обладать, когда воз-вратится Христос. Дары знания и мудрости дают предварительное представ-ление о той гораздо большей мудрости, которой мы будем обладать, когда мы познаем, «как мы познаны» (ср.: 1 Кор. 13:12). Дар исцеления дает нам пред-варительное представление о совершенном здоровье, которым мы будем об-ладать, когда Христос дарует нам воскрешенные тела. Подобные параллели могут быть проведены в отношении всех новозаветных даров. Даже разно

образие даров может вести к большему единству Церкви и к большей взаимо-связанности ее членов (см.: 1 Кор. 12:12,13,24,25; Еф. 4:13), и это единство в разнообразии само по себе является предвкушением грядущего единства ве-рующих на небесах.

 

3. Сколько существует даров ? В новозаветных послан иях духовные дары перечисляются в шести различных отрывках.

1 Кор. 12:28

апостолы6

пророки

учителя

силы чудодейственные дары исцелений вспоможение управление разные языки

 

1 Кор. 12:8-10

слово мудрости слово знания вера

дары исцелений чудотворения пророчество различение духов разные языки истолкование языков

Еф. 4:11

апостолы пророки евангелисты пастыри и учителя

 

Рим. 12:6-8

пророчество

служение

учение

увещевание

раздаяние

начальство

благотворительность

 

1 Кор. 7:7

брак

безбрачие 1Пет. 4:11

говорит ли кто... (включает в се-бя многие дары)

служит ли кто... (включает в се-бя многие дары)

 

6 Строго говоря, апостольство — это не дар, а служение (об апостольском служении см. в гл. 48).

 

Все списки разные. Ни в одном не приведены все дары, и ни один дар, кроме пророчества, не упомянут во всех списках (пророчество не упомянуто в 1 Кор. 7:7, где речь идет только о браке и безбрачии, но пророчество явно под-разумевается в выражении «говорит ли кто» в 1 Пет. 4:11). В 1 Кор. 7:7 упоми-наются два дара, которых нет ни в одном другом списке: в контексте, пове-ствующем о браке и безбрачии, Павел говорит: «Каждый имеет свое дарова-ние στ Бога, один так, другой иначе».

Эти факты указывают на то, что Павел не стремился составить полный список даров, когда упоминал о них. Хотя иногда мы и наблюдаем признаки некоторой упорядоченности (в 1 Кор. 12:28 первыми он упоминает апостолов, затем пророков, третьими — учителей, а языки — в последнюю очередь), но в целом Павел приводит случайные примеры различных даров, которые прихо-дили ему в голову.

7 Здесь следует кое-что сказать о соотношении между дарами и различными цер-ковными служениями. Когда мы просматриваем эти списки, то в некоторых случаях ясно, что Павел называет конкретный дар (как, напр., исцеление, управление или язы-ки), а в других случаях он называет людей, которые обладают этими дарами (как, напр., апостолы, пророки или евангелисты). В некоторых списках названы только сами дары (как, напр.,в 1 Кор. 12:8—10),тогда каквдругих называются только люди, которые обла-дают этими дарами (как, напр., в Еф. 4:11 или 1 Пет. 4:11). При этом некоторые списки — смешанные, в них называются как дары, так и люди, которые ими обладают (как, напр., в Рим. 12:6-8 и 1 Кор. 12:28).

Кроме этого, следует провести еще одно разграничение: в тех случаях, когда Павел называет людей, он иногда имеет в виду официально признанное служение в церкви («апос-толы» или «пастыри-учителя»). Можно предположить, что люди начинают исполнять свое служение после того, как получают формальное признание всей церкви (в случае пасто-ра [или пресвитера] это называется «рукоположением» или «введением в должность»). Но в других случаях, хотя назван человек, нет необходимости считать, что здесь имело место официальное признание или введение в должность перед всей церковью. Это спра-ведливо в случаях «увешеваюшего», «раздающего» и «благотворителя» в Рим. 12:6-8. В Новом Завете нет определенных указаний на то, что евангелисты или пророки были утверждены в церкви на официально признанное служение, и, возможно, слово «про-рок» означает просто человека, который регулярно пророчествовал с явным благослове-нием для церкви. Слово «евангелист» также, вероятно, означает тех, кто регулярно и эффективно действовал в сфере проповеди (слово εϋγγελίστης, «евангелист», в англо-язычной традиции принято понимать как «проповедник», откуда и английское слово evangelism. — Примеч. пер.), а слово «учителя» могло обозначать как тех, кто нес формаль-

Кроме того, между этими списками есть пересечения. Несомненно, дар управления (κυβέρνησις, 1 Кор. 12:28) сходен с даром начальства (ότφοιστόμενος, Рим. 12:8), и, возможно, оба термина могли обозначать многих людей, кото-рые были также пастырями и учителями (Еф. 4:11). Кроме того, в одних слу-чаях Павел называет действие, а в других — соответствующее существи-тельное, которое обозначает человека (как, напр., «пророчество» в Рим. 12:6 и 1 Кор. 12:10, но «пророк» в 1 Кор. 12:28 и Еф. 4:11)7.

Другая причина полагать, что Павел мог бы составить и гораздо более пространные списки, если бы захотел, заключается в том, что некоторые из перечисленных даров получат разное выражение в разных людях. Безуслов-но, дар служения (Рим. 12:6) или вспоможения (1 Кор. 12:28) вразличных си-туациях будет принимать различные формы. Некоторые люди могут служить или помогать, давая мудрые советы, другие — приготовляя пищу, третьи — заботясь о детях или о престарелых, четвертые — давая профессиональные юридические, медицинские или финансовые консультации в церкви, когда в этом возникает необходимость. Эти дары весьма разнообразны. Среди тех, кто обладает даром проповедничества, некоторым особенно хорошо удается про-поведовать лично, в своем ближайшем окружении, другие служат через напи-сание исследований и христианской литературы, а третьи участвуют в мае-совых кампаниях и общественных встречах. Кто-то прекрасно проповедует по радио или по телевидению. Эти проповеднические дары не одинаковы, хотя все они подпадают под широкое определение «евангелист, проповедник». То же самое можно сказать о даре учительства и управления8. Все это означает, что один и тот же дар в разных людях проявляется по-разному.

Так сколько же существует даров? Ответ зависит от того, насколько да-леко мы зайдем в наших уточнениях. Мы можем составить очень короткий список из двух даров, как это делает Петр: «Говорит ли кто...» и « Служит ли кто...» (1 Пет. 4:11). В этот список, состоящий всего из двух пунктов, Петр включает все дары, упомянутые во всех других перечислениях, поскольку все они подпадают либо под одну, либо под вторую категорию. С другой стороны, мы могли бы исходить из ветхозаветных служений пророка, священника и царя и составить список из трех категорий: пророческие дары (в широком смысле) включали бы в себя учение, ободрение, увещевание и обличение. Свя-щеннические дары подразумевали бы все то, что связано с милосердием и за-ботой о нуждающихся или ходатайством перед Богом (такие, как говорение на языках). Царские дары включали бы в себя все, что касается правления и порядка в церкви.