В. Мы не знаем, когда именно возвратится Христос

Многие тексты указывают нам на то, что мы не знаем, и не можем знать, когда возвратится Христос. «В который час не думаете, при идет Сын Челове-ческий» (Мф. 24:44). «Итак бодрствуйте, потомучто не знаете ни дня, ничаса» (Мф. 25:13). Кроме того, Иисус сказал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, моли-тесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13:32,33).

Пустой уверткой было бы говорить, что мы не можем знать дня или часа, но можем знать месяц. Факт остается фактом: Иисус придет «в который час не думаете» (Мф. 24:44; Лк. 12:40). (В этих стихах слово «час» [δρα] лучше всего понимать в более общем смысле, как обозначение времени, в которое что-либо произойдет, а не как отрезок времени в шестьдесят секунд.)4 Суть этих отрывков заключается в том, что Иисус говорит нам: мы не можем знать, когда Он возвратится. Поскольку Он придет неожиданно, нам следует быть готовыми к этому в любое время.

4 BAGD, р. 896, 3.

5 Их попытка сохранить лицо, утверждая, что Иисус действительно возвратился 1 октября 1914 г., но только невидимым образом, неубедительна, так как противоречит учению о видимом, телесном возврашении Христа, которое столь ясно изложено в про-цитированных выше отрывках.

Практический вывод из этого таков: заявляя, что мы точно знаем время, когда возвратится Иисус, мы впадаем в заблуждение. Свидетели Иеговы неод-нократно предсказывали точные даты возвращения Христа, и все эти пред-сказания оказались ложными5. В истории Церкви были и другие предсказа-ния, иногда с претензией на новое понимание библейских пророчеств, иногда с уверениями о получении личного откровения от Самого Иисуса, в котором Он якобы указал время Своего возвращения. Очень жаль, что многие люди были сбиты с толку этими заявлениями, так как если люди убеждены, что Христос возвратится, например, через месяц, то они оставляют все свои долгосрочные дела. Они забирают детей из школ, увольняются с работы, прекра-щают работать над длительными проектами, как в церкви, так и в других сфе-pax деятельности. Первоначально у них возникает усиленное желание пропо-ведовать и молиться, однако неразумная причина их поведения сводит на нет эффект их проповеди. Более того, они просто не повинуются учению Писа-ния, которое говорит о том, что дату возвращения Христа узнать невозможно, а значит, нарушаются даже их молитва и общение с Богом. Любой человек, заявляющий, что он знает дату возвращения Христа, — о каком бы источнике ни шла речь — не заслуживает доверия6.