Е. Роль ученых-исследователей

В таком случае, какова роль тех людей, которые имеют специальные зна-ния в области древнееврейского языка (для Ветхого Завета) и греческого язы-ка (для Нового Завета)? Несомненно, их роль очень важна, по крайней мере в четырех сферах:

1. Они могут ясно учить Писанию, сообщая его содержание другим и та-ким образом исполняя служение «учителей», о котором говорится в Новом Завете (1 Кор. 12:28; Еф. 4:11).

2. Они могут открывать новые аспекты учений Писания. Такое откры-тие редко (если вообще такое возможно) приводит к отрицанию основных уче-ний церкви, которых она придерживалась в течение веков. Однако эти иссле-дования открывают путь применения Писания к новым сферам жизни, по-могают ответить на те вопросы, которые возникают как у верующих, так и у неверующих людей в каждый новый период истории, они непрерывно уточ-няют и конкретизируют понимание церковью конкретных стихов Библии, вопросов учения или этики. Хотя Библия может показаться небольшой по объему, по сравнению с огромной мировой литературой, она является бога-тейшей сокровищницей мудрости Божьей, которая превосходит по ценности все прочие книги. Процесс соотнесения различных учений друг с другом, их синтез, их применение к жизни каждого нового поколения — это благодар-ный труд, который никогда не завершится в эту эпоху. Каждый ученый, глу-боко любящий Слово Божье, вскоре осознает, что в Писании гораздо больше знаний, чем человек может воспринять за свою жизнь!

3. Они могут защищать учения Библии от нападок других ученых или людей, получивших специальное образование. Обучение Слову Божьему иног-да связано с исправлением лжеучений. Человек должен не только «наставлять в здравом учении», но также и «противящихся обличать» (Тит. 1:9; ср.: 2 Тим. 2:25: «С кротостью наставлять противников»; и Тит. 2:7,8). Иногда те, кто нападает на библейское учение, — это люди, получившие специальное образование и обладающие историческими, лингвистическими и философскими Познани-ями. Они используют все это для того, чтобы нападать на учение Писания, выдвигая крайне усложненные доводы. В подобных случаях верующие, обла-дающие сходными специальными навыками, могут использовать свое обра-зование для того, чтобы осмыслить эти доводы и ответить на них. Подобное образование также очень полезно для ответа лжеучителям различных культов и сект. Это не означает, что верующие без специального образования не могут

1. дать отпор лжеучениям (так как большинство из них может быть опровергну-то верующим, ведущим молитвенную жизнь и читающим Библию). Это зна-чит, что на какие-то сугубо специальные аргументы могут дать ответ только те люди, которые специально изучали данные сферы знания.

4.Они могут обогащать изучение Писания на благо церкви. Библейские исследователи часто обладают образованием, которое позволяет им соотнес-ти учение Писания с богатой историей Церкви и сделать толкование Писа-ния более точным, а его смысл более живым, поскольку они обладают глубо-кими знаниями языков и культур, связанных с написанием Библии.

Эти четыре сферы применения действуют на благо всей церкви, и все ве-рующие благодарны тем, кто делает эту работу. Однако такое служение не дает людям право решать за всю церковь, какое учение истинно, а какое — ложно и как именно следует поступить в затруднительной ситуации. Если бы такое право было сохранено за формально обученными библейскими учителями, то они стали бы правящей элитой церкви, и структура церковного управления, как оно описано в Новом Завете, распалась бы. Процесс принятия решений в церкви должен осуществляться служителями церкви, вне зависимости оттого, являются они учеными или нет (а при конгрегациональной форме правления не только служителями, но также и всеми теми, кто составляет церковь)6.