Основные определения

Божий план иногда называют Божьим промыслом. Но мы в данной книге будем пользоваться термином план, а не промысел. Для этого есть несколько причин. Во-первых, план подразумевает единство Божьего замысла с вытекающими из него последовательностью, я логичностью действий. Во-вторых, этот термин подчеркивает в первую очередь Божьи дела и Его волю, а не то, что человек должен делать или что с ним происходит вследствие Божьей воли. В-третьих, он подчеркивает разумную сторону Божьих решений. Они не произвольны и не беспорядочны.

Божий план мы можем определить как Его неизменное решение, в силу которого происходит все, что должно произойти. Помочь разобраться в значении этого понятия могут некоторые аналогии, хотя все они, разумеется, несовершенны. Божий план можно сравнить с планом архитектора: такой план сначала созревает в уме, потом переносится на бумагу в соответствии с замыслом и поставленной целью и лишь затем воплощается в конкретном строении. Или же Бога можно сравнить со спортивным тренером, тщательно разрабатывающим план игры, который команда приводит в исполнение. Или Его можно представить себе как директора, намечающего стратегию и тактику фирмы. Или как студента, скрупулезно планирующего свою работу на семестр, так чтобы все задания были выполнены надлежащим образом и в срок.

На этом этапе исследования нам необходимо прояснить смысл некоторых терминов. Слова предопределение и предназначение многие богословы используют практически как синонимы. Мы же будем употреблять их с разными оттенками значения. Предопределение несет в себе более узкий смысл по сравнению с предназначением. Оно подразумевает судьбу кого-то или чего-то, поэтому в привязке к Божьему плану оно лучше подходит для обозначения вечного состояния действующих лиц истории. Термин предназначение мы будем использовать в более широком смысле для обозначения решений Бога, относящихся ко всем вопросам в сфере вселенской истории. "Предопределение" мы будем связывать с вопросами вечного спасения или осуждения. Термин избрание в рамках предопределения будет использоваться для обозначения Божьего позитивного выбора людей, стран или групп для вечной жизни и общения с Ним. Избрание будет означать позитивное предопределение, а осуждение - негативное предопределение или Божье решение о вечном проклятии и погибели. В этой книге смысл слова предопределение ограничивается избранием и/или осуждением. С другой стороны, предназначение тоже может относиться к избранию и осуждению, но имеет более широкий смысл. В этом отношении я по сути принимаю точку зрения Луи Беркхофа492, противоположную мнению Б. Б. Уорфильда, заявившего: "Предназначение и предопределение - полные синонимы, употребление того или другого слова зависит исключительно от вкуса человека"493.